Владимир Маяковский — Крым (Хожу, гляжу в окно ли я)

Хожу,
гляжу в окно ли я
цветы
да небо синее,
то в нос тебе магнолия,
то в глаз тебе
глициния.
На молоко
сменил
чаи
в сиянье
лунных чар.
И днем
и ночью
на Чаир
вода
бежит, рыча.
Под страшной
стражей
волн-борцов
глубины вод гноят
повыброшенных
из дворцов
тритонов и наяд.
А во дворцах
другая жизнь:
насытясь
водной блажью,
иди, рабочий,
и ложись
в кровать
великокняжью.
Пылают горы-горны,
и море синеблузится.
Людей
ремонт ускоренный
в огромной
крымской кузнице.

Анализ стихотворения «Крым» Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский впервые попал в Крым еще до революции. Посвященное полуострову произведение было опубликовано летом 1927 года в газете «Комсомольская правда».

Стихотворение написано в 1927 году. Его автору исполнилось 34 года, он издает журнал «Новый ЛЕФ», пишет киносценарии, проводит творческие встречи по городам СССР. За последние годы он несколько раз побывал в Крыму — этой теме и посвящено стихотворение. По жанру — социалистический реализм, по размеру — акцентный стих с перекрестной рифмовкой, деления на строфы нет, зато есть типичная для В. Маяковского «лесенка». Лирический герой — сам поэт, наблюдающий советские метаморфозы в Крыму. Он один из первых в советскую литературу ввел курортную тему.

С первой же строки ясно, что В. Маяковский Крым одобряет: цветы да небо, то в нос магнолия, то в глаз глициния. Перед глазами читателя возникает картина идущего среди высоких магнолий и глициний, усыпанных цветами, не менее высокого поэта, задевающего головой всю эту красоту. Санаторий «Ливадия» был особенно любим поэтом. Открыт он был в новой, построенной в еще царской России в 1916 году, хирургической больнице. «Рабочий, ложись в кровать великокняжью»: как известно, под санаторий был переделан Ливадийский дворец, который в свое время приобрел для больной туберкулезом супруги император Александр II. Правда, ложился рабочий все же на типовую койку, дворцовая мебель была уничтожена.

Чаир — садово-парковый ансамбль, устроенный в 1902 году. «Глубины вод гноят тритонов и наяд»: имеются в виду садовые статуи, «повыброшенные из дворцов». «Людей ремонт ускоренный в крымской кузнице»: поэт ни на минуту не забывает о задачах социалистического искусства, как с конвейера возвращаются домой «отремонтированные» для дальнейшего ударного труда совхозники и рабочие. В произведении чувствуется рука неутомимого экспериментатора с формой. Примеры аллитерации и игры слов: чаи в сиянье лунных чар, на Чаир вода бежит, рыча. Ассонанс: пылают горы-горны. Неологизм: «синеблузится». Эпитет: страшной стражей. Метафора: людей ремонт. Олицетворение: волн-борцов. «Синяя блуза»: агитбригада 1920-х годов, с которой сам В. Маяковский сотрудничал как автор текстов.

В. Маяковский в стихотворении «Крым» с оптимизмом смотрит на становление курортного дела в СССР. Он неоднократно бывал там, совмещая отдых с выступлениями перед находящимися на излечении.

Оцените статью
Добавить комментарий