Агния Барто — Дом переехал

Возле Каменного моста,
Где течет Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
— Ох,— вздыхает постовой,
Дом мешает угловой!

Сёма долго не был дома —
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.

Вот знакомый поворот —
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трет.

Дом стоял
На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе!

— Где четвертый номер дома?
Он был виден за версту! —
Говорит тревожно Сёма
Постовому на мосту.—

Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!

Постовой ответил Сёме:
— Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом
И найдете этот дом.

Сёма шепчет со слезами:
— Может, я сошел с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?

Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
— Мы все время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела.

— Ой,— обрадовался
Сёма,—
Значит, можно ехать
Дома?

Ну, тогда в деревню летом
Мы поедем в доме этом!
В гости к нам придет сосед:
«Ах!»— а дома… дома нет.

Я не выучу урока,
Я скажу учителям:
— Все учебники далеко:
Дом гуляет по полям.

Вместе с нами за дровами
Дом поедет прямо в лес.
Мы гулять — и дом за нами,
Мы домой — а дом… исчез.

Дом уехал в Ленинград
На Октябрьский парад.
Завтра утром, на рассвете,
Дом вернется, говорят.

Дом сказал перед уходом:
«Подождите перед входом,
Не бегите вслед за мной —
Я сегодня выходной».

— Нет,— решил сердито Сёма,
Дом не должен бегать сам!
Человек — хозяин дома,
Все вокруг послушно нам.

Захотим — и в море синем,
В синем небе поплывем!
Захотим —
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!

Анализ стихотворения «Дом переехал» Барто

Стихи «Дом переехал» Агнии Львовны Барто – смесь смелой фантазии, новаторских строительных технологий и искрометного юмора.

Стихотворение датируется 1938 годом. Поэтессе в эту пору исполнилось 32 года, она автор нескольких сборников, привлечена к общественной работе и участвует в творческих командировках в дружественные зарубежные страны. Вместе с мужем А. Щегляевым поэтесса воспитывает двух детей. В жанровом отношении – странное происшествие и гимн созидательному труду, поэтический рассказ, рифмовка перекрестная, тавтологическая (например, в 1 строфе), смежная. Поэтесса решила выступить популяризатором советских технологических достижений. Передвижение домов в столице, причем, вместе с коммуникациями и без выселения жильцов, началось как раз в 1930-е годы. Впрочем, сама технология существовала и раньше, просто не практиковалась так широко. В первом четверостишии названа причина таинственного исчезновения дома: «стала улица узка». Герой стихотворения, мальчик Сема, в это время отдыхал в круглогодичном пионерском лагере-санатории «Артек» (открыт в 1925 году в Крыму). Интересно, что мальчик уже путешествует один, более того, родители ему забыли (или не смогли) сообщить, что дом, что называется «переехал». Таких чудес в стране, где «партия – наш рулевой!» Сема явно не ожидал. Он почувствовал себя не только бездомным, но и сиротой. Герой обращается к представителю закона и порядка, регулировщику: где высокий серый дом? Постовой невозмутим: «вы мешали на пути». Оказывается, теперь Сема проживает не в центре, а в переулке. Мальчику кажется, что его подводят уши, а то и едет крыша («может, я с ума сошел?»). Но правда превосходит все ожидания. Уже десять дней дом потихоньку движется на новое место обитания. Сема-фантазер, почти как Емеля из известной сказки, тут же придумывает, как в доме будет кататься по городу. Игра слов: дома нет (в прямом и переносном смысле). Можно будет даже учителям приврать, что дом отбился от рук и ушел вместе с учебниками в неизвестном направлении. «Октябрьский парад» (в честь годовщины революции). Более того, дом наконец-то сможет, как всякий трудящийся, брать выходные. Впрочем, это уже слишком. «Человек – хозяин дома». Неразбериха ни к чему. «Все вокруг послушно нам»: мироощущение юного жителя прогрессивной советской страны. Строчки-рефрены, обилие топонимов (Москва-река, Крым, Ленинград), композиционный стык в финальной строфе, синтаксический параллелизм, парентеза (говорят, кажется), уменьшительные суффиксы в словах, числительные, междометия: ой, ах, ох.

Произведение «Дом переехал» А. Барто – картинка советской жизни, один удивительный день из жизни мальчика Семы.

Оцените статью
Добавить комментарий