Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
полезут копченые сиги
и золотокудрые брюквы.
А если веселостью песьей
закружат созвездия «Магги»-
бюро похоронныех процессий
свои проведут саркофаги.
Когда же, хмур и плачевен,
загасит фонарные знаки,
влюбляйтесь под небом харчевен
в фаянсовых чайников маки!
Анализ стихотворения «Вывескам» Маяковского
Раннее произведение «Вывескам» Владимира Владимировича Маяковского относится ко времени увлечения поэта футуризмом.
Стихотворение написано в 1913 году. Его автору исполнилось 20 лет, он выпустил свой первый сборник, увлекся рисованием, уже читал свои стихи в кругу признанных литераторов. По жанру – плакат (еще не социалистический), по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам автор, зазывала, привлекающий внимание праздно шатающейся публики. Городская стихия – основной образ стихотворения. Начинается стихотворение с призыва читать «железные книги!» Хоровод аляповатых, навязчивых вывесок, подмигивающих красоток, парфюмерии, газированных напитков, галош. Помимо газетной рекламы, популярны были вывески с доходчивым объяснением достоинств товара, порой на трех языках, чтобы мимо не прошли и иностранцы. Реклама даже парила в воздухе, поднимаемая вверх воздушным шаром или дирижаблем. «Копченые сиги»: рыба семейства лососевых. Созвездия «Магги»: бульонные кубики, сложенные в виде звездочек. Дальше начинается и вовсе фантасмагория: похоронные бюро показывают и свой товар лицом. «Хмур и плачевен»: не совсем ясно, о ком или о чем речь. Скорее всего, день, который и «загасит фонарные знаки». Но и тут человека не оставляют модные тенденции времени: популярная типовая фаянсовая посуда с узором в виде маков. Интонация, безусловно, издевательская, шутовская, поэт доводит ситуацию до абсурда, завершает стихотворение выкриком: влюбляйтесь в чайники! В. Маяковского реклама, похоже, выводила из себя. Интересно, что дореволюционная жизнь в России даже в сатирическом произведении выглядит сытой и всесторонне комфортной, так сказать, на любой кошелек. Эпитеты: золотокудрые брюквы, веселостью песьей. Метафора: под флейту буквы. Лексика просторечная и нейтральная. Харчевня: трактир. Следует отметить, что сам В. Маяковский впоследствии стал активно заниматься рекламой, плакатной агитацией нового советского государства, столь же навязчивой и, может быть, куда более примитивной. Те же галоши, чаи, карамельки. Впрочем, еще и зарифмованные правила этикета и социалистического общежития.
Феномен рекламы как символ загнивающего мира – тема стихотворения В. Маяковского «Вывескам». Спустя несколько лет сам поэт взялся за агитацию товаров, настроений и идей, уже на рельсах социалистического государства.