Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.
«Сумасшедший!
Рыжий!»-
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
Анализ стихотворения «Ничего не понимают» Маяковского
Молодой футурист Владимир Владимирович Маяковский охотно играет с формой и содержанием. Примером такого творчества является произведение «Ничего не понимают».
Стихотворение написано в 1913 году. Его автору в эту пору 20 лет, он дебютировал с мини-сборником с емким названием «Я», занимается живописью, пробует себя в драматургии. По жанру – эксцентрическая лирика, по размеру – акцентный стих с перекрестной рифмовкой, деление на строфы отсутствует. Лирический герой – сам дерзкий автор. Начинается стихотворение с глаголов, вполне буднично: вошел, сказал. Далее следует хладнокровная прямая речь. Применяя прием общепринятого этикета, футурист просит парикмахера причесать ему уши. Брадобрей холеный, «гладкий» сразу ощетинился («стал хвойный»). Челюсть отвисла, лицо превратилось в подобие груши. Растерявшийся от такой наглости, он отрывисто («запрыгали слова») кричит: сумасшедший! Рыжий! Собственно, Рыжий – персонаж итальянского народного театра, Арлекин. Шутник, пройдоха, хулиган. «До-о-о-о-лго»: автору важно подчеркнуть экспрессию происходящего. Смех из рядов снующей публики. Какой-то господин даже не хотел уходить, настолько комичной казалась ему ситуация. Новизна образов, свежесть восприятия, вкус к парадоксальности, незашоренность сознания – вот опыты, которые поэт ставит над действительностью и искусством. В сущности, он не предложил парикмахеру ничего криминального или оскорбительного. Однако тот воспринял этот эпизод как насмешку, издевку над собой. Поэт хотел создать нестандартную ситуацию, ему нужен был достойный партнер. Но парикмахер не справился с поставленной задачей. Собственно, похожим образом дела обстоят и в искусстве, точнее, в литературе, если уж брать узко. Среди целей футуристической поэзии было изобретение не только нового языка, но и новых смыслов. Сравнения растительного ряда: хвойный, лицо как у груши, голова, как старая редиска. В. Маяковский считает не себя чудаком, а окружающих с их неадекватной, по его мнению, реакцией. В те годы он особенно рьяно протестовал против навсегда затверженных правил, обычаев, законов. От «гладких людей» несло лицемерием.
Вожаком авангардизма начала XX века в России сам себя назначил В. Маяковский. Его стихотворение «Ничего не понимают» (первое название – «Пробиваясь кулаками») — очередной вызов общественным вкусам.