(Пеон третий)
Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались, от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающими опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли,
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинно-вытянутых тел?
И заласкиваете вы не медлительностями ли
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?
Анализ стихотворения «Буря с берега» Брюсова
Произведение «Буря с берега» Валерия Яковлевича Брюсова вошло в его сборник «Опыты».
Стихотворение создано в конце декабря 1914 года. В разгаре Первая Мировая война, поэт отправляется военным корреспондентом на фронт, пишет множество патриотических стихов (впрочем, со временем пафос сменился разочарованием). Надо отметить, что еще год назад он пережил личную драму: свела счеты с жизнью поэтесса Н. Львова, с которой у него был тайный роман. И вообще предвоенный период отмечен творческим и личностным кризисом В. Брюсова. Он потерял душевное равновесие, предался разгульной жизни, его новые сборники оказывались перепевами предыдущих. С началом войны он словно приходит в себя, планирует заграничное путешествие с женой, полон идеями новых книг, переводов. Меняются даже его литературные пристрастия, мигрируя от М. Метерлинка к А. Пушкину. Жанр – пейзажная лирика. Размер – пеон хореического толка с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лишь одна рифма закрытая. Звукопись – царица этого трудночитаемого текста, смысл которого также вполне по-символистски малопонятен. Причастия, глаголы и существительные, как на подбор, длинны и многочисленны, много приставочных. Поэт играет неповоротливыми словами, создавая у читателя ощущение грозной бури. Из морских жителей появляются только угри, людей среди действующих лиц нет, но есть их корабли. Вообще, это стихотворение сродни сложной скороговорке, и считается своеобразной классикой отработки дикции. Лирический герой обнаруживает себя только в вопросах к разбушевавшейся стихии. Ненастье продолжается уже долго (от зари до зари), границы дня и ночи стерлись. Итак, змеевидные угри затевают невольную бешеную пляску, втянутые в буйство стихии. «Змеи взвизгивающие»: инверсия, соединенная с биологическим фактом (угри действительно издают писк). «Сказку»: происходящее кажется поэту колдовским ритуалом. Во второй строфе – композиционный стык. «Фарватеры к земле»: безопасный проход судов к берегу уничтожен, в перечислительных градациях мелькают обреченные корабли, утягиваемые в пучину водозмеями и огнезмеями (индивидуально-авторские неологизмы). Завороженное пространство подчиняется гибельному танцу. Змеиные извивы чаруют и теснят терпящих бедствие прочь от спасительного берега. Эпитет «неизведанный предел» — символ бескрайнего бушующего моря, на какое-то время взявшего власть над всем живым. Несколько внутренних рифм, риторический вопрос в финале.
В. Брюсов – исследователь теории и практики отечественного стихосложения. Своей «Бурей с берега» он демонстрировал возможности пеона.