Сотрясается весь дом.
Бьет Серёжа молотком.
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Серёжею они
Просто издеваются —
В стенку не вбиваются.
Хорошо, что руки целы.
Нет, совсем другое дело —
Гвозди в землю забивать!
Тук! — и шляпки не видать.
Не гнутся,
Не ломаются,
Обратно вынимаются.
Анализ стихотворения «Серёжа и гвозди» Берестова
Шуточное произведение «Серёжа и гвозди» Валентина Дмитриевича Берестова многократно переиздавалось. Среди его иллюстраторов – замечательный художник Л. Токмаков.
Стихотворение написано не позднее 1975 года. Его автор – уже признанный детский классик. А вдогонку – еще и литературовед, прозаик, переводчик, автор не менее замечательных стихов для аудитории взрослой. Он также наставник для начинающей литературной молодежи. Поэт счастливо женат на детской писательнице и художнице Т. Александровой, с которой у них выходили и совместные книжки. В жанровом отношении – юмористическая история одного, как сказал бы С. Маршак, мастера-ломастера. Деления на строфы нет, рифмовка смешанная (есть и парная, к примеру). Уже с первой строчки – тревожный звоночек: «сотрясается весь дом». Неужели кто-то попросил Серёжу забить злополучный гвоздь? Но, скорее всего, это его собственная наказуемая инициатива. Может быть, он захотел украсить комнату морским пейзажем И. Айвазовского, а то и вовсе повесить полку для своих любимых книг. «Бьет молотком»: кажется, технология соблюдена, однако какой-то важный секрет забивания гвоздей он пока у папы еще не перенял. «Покраснев от злости»: эмоция, появление которой объяснят последующие строчки. Оказываются, гвозди над мальчиком «просто издеваются». Как живые, они нахально «гнутся, мнутся, извиваются». Да и стенка ведет себя не лучше. Именно ее неподатливость затягивает процесс. Стена и гвоздь – пара неподходящая. Тут не помогут ни сноровка, ни тренировка, ни удобный инструмент. Наверно, дома просто никого нет, иначе эксперимент Серёжи закончился бы, едва начавшись. «Хорошо, что руки целы»: действительно, ими же еще ложку держать, когда мама позовет обедать. «Гвозди в землю забивать»: не затея, а просто мечта. Попрактиковаться можно, например, на кадке с пальмой. Работа идет как по маслу: «тук! – и шляпки не видать». И повторять операцию можно неоднократно, ведь ставшие послушными, гвозди «обратно вынимаются». Лексика стиха разговорная, интонация мужская, деловая. Автор пишет со знанием детской психологии, от имени маленького лирического героя, дает он ему и имя для пущей убедительности. Множество глаголов двигают сюжет. Как и принято в детской поэзии, эпитетов нет. Звукопись, звукоподражание, восклицания. Перечисления, повторы. Картинка из детства, многими узнаваемая.
Стихи «Серёжа и гвозди» В. Берестова – классический сатирический портрет, позволяющий детям взглянуть на себя со стороны.