Это — папа,
Это — я,
Это — улица моя.
Вот, мостовую расчищая,
С пути сметая сор и пыль,
Стальными щетками вращая,
Идет смешной автомобиль.
Похож на майского жука —
Усы и круглые бока.
За ним среди ручьев и луж
Гудит, шумит машина-душ.
Прошла, как туча дождевая,—
Блестит на солнце мостовая:
Двумя машинами она
Умыта и подметена.
____
Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
____
Папа к зеркалу садится:
— Мне постричься и побриться!
Старый мастер все умеет:
Сорок лет стрижет и бреет.
Он из маленького шкапа
Быстро ножницы достал,
Простыней укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал.
Щёлкнул ножницами звонко,
Раз-другой взмахнул гребенкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков.
Расчесал прямой пробор,
Вынул бритвенный прибор,
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила.
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».
Рядом девочку стригут,
Два ручья из глаз бегут.
Плачет глупая девчонка,
Слезы виснут на носу —
Парикмахер под гребенку
Режет рыжую косу.
Если стричься решено,
Плакать глупо и смешно!
____
В магазине как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка,
Попугайчиков зеленых —
Неразлучников влюбленных.
Мы не знали, как нам быть:
Что же выбрать? Что купить?
— Нет ли рыжего щенка?
— К сожаленью, нет пока!
____
Незабудки голубые,
Колокольчик полевой…
— Где растут цветы такие?—
Отвечают: — Под Москвой!
Мы их рвали на опушке,
Там, где много лет назад
По врагам стрелял из пушки
Нашей армии солдат.
— Дайте нам букет цветов!..—
Раз-два-три! Букет готов!
____
В переулке, за углом,
Старый дом идет на слом,
Двухэтажный, деревянный,—
Семь квартир, и все без ванной.
Скоро здесь, на этом месте,
Встанет дом квартир на двести —
В каждой несколько окон
И у многих свой балкон.
____
Иностранные туристы
На углу автобус ждут.
По-французски очень чисто
Разговор они ведут.
Может быть, не по-французски,
Но уж точно не по-русски!
Должен каждый ученик
Изучать чужой язык!
____
Вот пришли отец и сын.
Окна открываются.
Руки мыть!
Цветы — в кувшин!
И стихи кончаются.
Анализ стихотворения «Моя улица» Михалкова
В «Моей улице» Сергея Владимировича Михалкова история советской Москвы показана глазами ребенка.
Первоначальная редакция стихотворения относится к 1943 году, завязана на фронтовых реалиях и посвящена старшему сыну поэта. В классическом привычном виде история вышла не позднее 1969 года. К этому моменту автору исполнилось 56 лет, он корифей детской поэзии, книги его печатаются огромными тиражами. В жанровом отношении – поэтический рассказ, знакомство с городом, страной и жизнью рядового маленького читателя. Рифмовка перекрестная, парная и сплошная, стихи состоят из множества неоднородных строф. Маленький лирический герой шагает по столице вместе с отцом. С детства знакомую улицу они видят рано утром, когда на дорогах еще трудятся «смешной автомобиль» с щетками и «машина-душ». Ребенок изобретает незатейливые неологизмы, сравнивает технику с живыми существами: похож на майского жука, как туча дождевая. «Умыта и подметена»: чувствуется гордость мальчика за тех, кто занят незаметным каждодневным трудом. Дальше в строчках возникает фигура регулировщика. Он дружески приветствует мальчика и его папу. Миссия у него очень важная, да и вид тоже. Однако куда еще пойти в выходной, если не в парикмахерскую? Старый мастер не спешит на пенсию. Его инструментарий не претерпел изменений за «сорок лет». Ножницы, бритва в мыле и традиционный одеколон (скорее всего, «Шипр»). Дальше – энергичный афоризм: если стричься решено, плакать глупо и смешно! (А хнычет, разумеется, не папа, а маленькая рыжая девчонка). Дальше – поход в старейший, первый в городе, зоомагазин. Оказывается, там можно приобрести не только попугайчиков и мышонка, но и лису (видимо, на воротник маме), и «лопоухого зайчонка» (к праздничному столу). А вот банального щенка в тот день в продаже не было. Мальчик огорчился, а папа отнесся философски. Память о войне неожиданно возникает в паре четверостиший о простых цветах, незабудках. Город меняется, растет, хорошеет. Вот и в отдаленном переулке сносят ветхое жилье. Счастливых жильцов ожидает «дом квартир на двести», да еще с балконами. Страна Советов открыта иностранным туристам. Мальчик уверен, что это французы, впрочем, языка их он не знает. Но, когда подрастет, обязательно выучит. И вновь поучение – о пользе изучения иностранных языков. Завершается стихотворение возвращением в дом, милый дом. Комнаты немедленно проветриваются, шумит вода в кране, пенится мыло, звенит посуда на кухне. Букет нежных незабудок красуется на столе. «Стихи кончаются»: здесь поэт оставляет своих героев. Интонация мажорная, лексика разговорная. Инверсия: блестит мостовая, фыркнул флакон. Перечислительные градации, уменьшительные суффиксы, привычные детскому слуху, диалог, восклицания и вопросы, числительные для правдоподобия момента, прозаизмы.
«Моя улица» С. Михалкова – один насыщенный день из жизни мальчика и его отца.