Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.
Я — беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни — сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.
Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?
На земле милее. Полно плавать в небо.
Как ты любишь долы, так бы труд любил.
Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл».
Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка —
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.
В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.
Анализ стихотворения «Я иду долиной. На затылке кепи» Есенина
Как глоток свежего воздуха воспринимал свою последнюю поездку в Константиново Сергей Александрович Есенин. В благодарность за эти памятные дни он сочинил щемящую элегию «Я иду долиной».
Стихотворение написано в июле 1925 года. В эту пору его автору исполнилось 30 лет, и это был последний год его жизни. Он давно известен, много раз был женат, путешествует, готовит к изданию собрание сочинений. Стихотворение создано по впечатлениям последнего посещения поэтом родного села. В те дни он с удовольствием принимал участие в крестьянских заботах по хозяйству, рыбачил, приглядывался к жизни теперь уже советского села. По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – шестистопный хорей с перекрестной рифмовкой, 8 строф. Рифмы открытые и закрытые, мужские и женские. Лирический герой – сам автор. Интонация грустная, ироничная.
«На затылке кепи»: уже с самых первых строк чувствуется некая неуверенность героя. Чем дальше идет он долиной, тем больше его беспокоит и «кепи», и «лайковая перчатка». «Я беспечный парень»: однако герой уверяет, что его модный столичный вид ничего не значит. Он, как и прежде, прост, доступен и близок народу. «Нарядных мужиков и баб!»: крестьяне еще не утратили привычку выходить в поля, на луга в традиционной, затейливо украшенной, одежде. Героя насмешливо окликают: как ты любишь долы, так бы труд любил. «Ах, перо не грабли»: пожалуй, герой готов и посмеяться над собой. «Я ли вам не свойский?»: поэту жизненно необходима эта связь, это принятие, понимание простых людей, сельчан. Он берется косою выводить строчки. И «читать их может каждая корова». Естественный порядок жизни, традиционный уклад, труд на земле – вот настоящие песни, хоть пером их выводи, а хоть косой. Поэт мучился от нахлынувшего вдруг ощущения ненужности своей поэзии, чувства, что он безнадежно отстал от нового темпа жизни, что он не будет понятен людям. Он почти готов променять перо на грабли, хотя понятно, что это невозможно. Да и бесполезно. Он хорохорится, бодрится, старается вникнуть в запросы нового времени. Эпитеты: розовые, травяные. Анафора: только б. Повторы: коса, выйду. Уменьшительные суффиксы: тучкой, строчки. Параллелизм: нипочем мне, кочки, нипочем мне ямы, что-то шепчут, что-то свищут. Риторические вопросы и одно восклицание.
В произведении «Я иду долиной» С. Есенин обозревает свой жизненный и творческий путь, ищет темы для новых песен.