Сергей Есенин — Весна

Припадок кончен.
Грусть в опале.
Приемлю жизнь, как первый сон.
Вчера прочел я в «Капитале»,
Что для поэтов —
Свой закон.

Метель теперь
Хоть чертом вой,
Стучись утопленником голым, —
Я с отрезвевшей головой
Товарищ бодрым и весёлым.

Гнилых нам нечего жалеть,
Да и меня жалеть не нужно,
Коль мог покорно умереть
Я в этой завирухе вьюжной.

Тинь-тинь, синица!
Добрый день!
Не бойся!
Я тебя не трону.
И коль угодно,
На плетень
Садись по птичьему закону.

Закон вращенья в мире есть,
Он — отношенье
Средь живущих.
Коль ты с людьми единой кущи, —
Имеешь право
Лечь и сесть.

Привет тебе,
Мой бедный клен!
Прости, что я тебя обидел.
Твоя одежда в рваном виде,
Но будешь
Новой наделён.

Без ордера тебе апрель
Зеленую отпустит шапку,
И тихо
В нежную охапку
Тебя обнимет повитель.

И выйдет девушка к тебе,
Водой окатит из колодца,
Чтобы в суровом октябре
Ты мог с метелями бороться.

А ночью
Выплывет луна.
Ее не слопали собаки:
Она была лишь не видна
Из-за людской
Кровавой драки.

Но драка кончилась…
И вот —
Она своим лимонным светом
Деревьям, в зелень разодетым,
Сиянье звучное
Польёт.

Так пей же, грудь моя,
Весну!
Волнуйся новыми
Стихами!
Я нынче, отходя ко сну,
Не поругаюсь
С петухами.

Земля, земля!
Ты не металл, —
Металл ведь
Не пускает почку.
Достаточно попасть
На строчку,
И вдруг —
Понятен «Капитал».

Анализ стихотворения «Весна» Есенина

«Весна» Сергея Александровича Есенина – сочетание убийственной иронии и теплой лирической ноты.

Стихотворение написано в конце 1924 года. Поэту исполнилось 29 лет, его талант давно неоспорим, а новые книги неизменно вызывают интерес читающей публики. Поэт много путешествует, в том числе, по Кавказу. По жанру – элегия, философская лирика, рифмовка сложная, смешанная, в том числе – перекрестная, 12 разнородных строф. Стихотворение написано в зимнем Батуме. Начинает поэт бодро, чуть дурашливо: припадок кончен. «Капитал» К. Маркса расставил все по местам, жизнь теперь широко и привольно расстилается перед ним. Впрочем, в этой книге таких слов дотошные исследователи не нашли. А вот в переписке К. Маркса и впрямь утверждалось, что поэты – натуры чувствительные и нуждаются в похвалах. Во второй строфе лирический герой смеется над всякой романтической чепухой вроде черной тоски, безысходности, приближении конца. «Хоть чертом вой»: в такую метель поэт попал в реальности. Даже грохот кулаков «утопленника голого» в дверь в не майскую, но все же ночь – и тот не в силах победить здоровый скептицизм поэта. Теперь он, что называется, «товарищ бодрый и веселый». «Гнилых нечего жалеть» (метафора): местоимение «нам» подчеркивает солидарность автора с прогрессивным социалистическим взглядом на человека.

Следом герой приветствует столь же жизнерадостную, как и он сам, птичку. «По птичьему закону»: все в мире упорядоченно и продуманно, это даже птицы знают. «Закон вращенья», однако, он понимает по-своему, как момент единства, общности целей. Если человек не попутчик, а свой – «имеешь право лечь и сесть». Даже растрепанному клену он не прощает иррациональных замашек. Ну, пусть зима и вид дерева непригляден, весной по вечному закону смены времен года – «одеждой будешь наделен». Упоминаемая «повитель» — род вьюнка, повилики. Неожиданное утверждение о луне: ее не слопали собаки. Впрочем, именно воющие собаки (да волки) – самые преданные созерцатели этого светила. «Людской кровавой драки»: чувствуется болезненность темы. Многое здесь имеется в виду: и Гражданская война, и насаждение в крестьянстве нового уклада. И над всем этим – не менее преданная созерцательница дел человеческих – луна. В повелительном наклонении герой обращается к самому себе, желая встряхнуться: «пей весну!» Этой ночью бессоннице вход воспрещен, петухов ругать будет не за что. В финале апострофа (обращение) к Земле, торжествующей каждой весной, гармонию которой алгеброй точно не поверить. В такие моменты, пожалуй, и скучный поэту «Капитал» вдруг нет-нет да и предложит понятную сердцу простую мысль. Звукоподражание: тинь-тинь. Парентеза: синица, бедный клен (кстати, герой тринадцати стихов поэта, по подсчетам энтузиастов). Эпитеты: лимонным светом, нежную охапку. Ряд олицетворений, повторов, сравнений.

В стихотворении «Весна» С. Есенин примиряется с миром, людьми и самим собой.

Оцените статью
Добавить комментарий