Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
Анализ стихотворения «Весенний вечер» Есенина
Стихотворение «Весенний вечер» (1912 г.) относится к ранней лирике Есенина. Он включил его в свой первый стихотворный сборник. В этот период поэт громко заявил о себе в качестве горячего патриота своей родной земли.
Первое время Есенину было очень тяжело в Москве. Он понимал, что только здесь сможет по-настоящему раскрыть свое творчество для публики, но душой постоянно возвращался к родным деревенским образам.
«Весенний вечер» — удивительно трогательное стихотворение, в котором уже проявились лучшие качества начинающего поэта. Есенин не идеализировал суровой жизни русского крестьянства, но находил в ней и подчеркивал самые лучшие моменты. Обычно в поэзии вечер представляется временем печали и тоски, грустных размышлений. У Есенина об этом нет и речи. Молодой поэт полон творческих сил и с уверенностью смотрит в будущее. К тому же для бывшего крестьянина вечер связан не с упадком, а с окончанием очередного трудового дня и наступлением отдыха. Поэтому описание автора пропитано нежным умилением перед прекрасной природой.
Стихотворения молодого Есенина вообще часто напоминают обрывок какой-то сказки, услышанной от бабушки. Все природные явления одушевляются. В произведении прослеживаются глубокие корни народных преданий и сказаний. «Река серебристая», «рог золотой… луны» — такие эпитеты издавна пользовались особой популярностью в русских народных сказках. Причем дело происходит в «царстве вечернем».
Только во второй строфе появляется человек — вернувшийся с работы усталый крестьянин. Родная «избушка» — незыблемый символ достатка и надежды на хороший урожай. В этом же четверостишие Есенин употребляет традиционный поэтический образ влюбленного соловья.
Для Есенина характерно ощущение единства и тесного взаимодействия между природой и человеком. Причем единство это — космического масштаба. «Лента зари» с нежностью внимает «песням соловья». В заключительных строках весенний вечер становится уже торжеством мировой гармонии. Ночь становится чем-то кратковременным и несущественным, потому что уже «смотрит на «звезды далекие» заря. Очень красиво звучит финальная строка: «улыбается небу земля».
«Весенний вечер» — не просто пейзажная лирика. Теплота и душевность стихотворения вызывают умиротворение и дарят надежду на счастливый следующий день. В «царстве вечернем» нет места печальным мыслям и каким-то тревогам. Трудно представить, как удавалось Есенину в непривычно шумном городе создавать такие трогательные произведения.