Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль
В угасшем скандалисте!
Мне вспомнилась
Печальная история —
История об Оливере Твисте.
Мы все по-разному
Судьбой своей оплаканы.
Кто крепость знал,
Кому Сибирь знакома.
Знать, потому теперь
Попы и дьяконы
О здравье молятся
Всех членов Совнаркома.
И потому крестьянин
С водки штофа,
Рассказывая сродникам своим,
Глядит на Маркса,
Как на Саваофа,
Пуская Ленину
В глаза табачный дым.
Ирония судьбы!
Мы все острощены.
Над старым твердо
Вставлен крепкий кол.
Но все ж у нас
Монашеские общины
С «аминем» ставят
Каждый протокол.
И говорят,
Забыв о днях опасных:
«Уж как мы их…
Не в пух, а прямо в прах…
Пятнадцать штук я сам
Зарезал красных,
Да столько ж каждый,
Всякий наш монах».
Россия-мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.
У них жилища есть,
У них есть хлеб,
Они с молитвами
И благостны и сыты.
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.
Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора.
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжелого укора.
Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в угасшем скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история —
История об Оливере Твисте.
Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.
В них Пушкин,
Лермонтов,
Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я,
В них даже Троцкий,
Ленин и Бухарин.
Не потому ль мой грустью
Веет стих,
Глядя на их
Невымытые хари.
Я знаю будущее…
Это их…
Их календарь…
И вся земная слава.
Не потому ль
Мой горький, буйный стих
Для всех других —
Как смертная отрава.
Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.
Анализ стихотворения «Русь бесприютная» Есенина
Небольшая поэма создана в 1924 году. Год начался с лечения поэта в клиниках для нервнобольных, где он продолжал работать над стихами, а осенью совершил большую творческую поездку по Кавказу. В Тифлисе он общался с ребятами из детской колонии. Поэма – часть триптиха, куда входят «Русь советская», «Русь уходящая». Тема: боль за долю детей-беспризорников. Лирический герой: сам автор. Настроение стиха и гневное, и сострадательное. Поэт обращается к «товарищам», большевикам. Он, уже «угасший» (то есть, отгулявший, притихший) «скандалист» (Есенин и в стихах себя так называл), глядя на детей-беспризорников, вспоминает Оливера Твиста, героя-сироту из книги Диккенса. Тот бродяжничал, воровал, пока добрые люди не помогли ему стать человеком.
«Кто крепость знал»: Петропавловскую, где содержались политические преступники. «Кому Сибирь знакома»: каторжники еще царских времен. Такие обязаны обеспечить достойную жизнь новому поколению советских людей. Нельзя, чтоб жировали «монахи», люди из «Руси уходящей», ее прошлого, а будущее страны гибло. Бог крестьянам не указ, раз есть Маркс. Герой видит в монахах врагов. Как раз тогда в газетах писали о свирепых ново-афонских монахах, убивших красноармейцев. (Впрочем, Булгаков советские газеты читать не советовал).
Герой не может простить такого зверства. Таким людям нет места в «России-матери». «Не приголублю, не поцелую»: он помнит Русь православную. Но подлость верой не прикроешь. А в это время пропадают замечательные русские «мальчишки лет семи-восьми». По статистике, это были дети крестьян и рабочих, из семей раскулаченных, а также сироты и полусироты после Гражданской войны, голода. Они становились воришками, голодали, дичали, нищенствовали, пели на улицах за копеечки, бродяжничали, пили. Поэт поднимает голос в защиту детства. Из таких мальчишек выросли Пушкин, Кольцов, он сам. И большевики. Им жить, строить новую Россию. Взрослые обязаны спасти детей. Будущее за ними. На сердце поэта боль и обида. Слово поэта – в помощь детям.
Среди выразительных средств стиха множество обращений, восклицаний, умолчаний. Яркие эпитеты (прекраснейших поэтов, невымытые хари, буйный стих, смертная отрава), метафоры (дым в глаза Ленину, над старым вставлен кол, знак укора), олицетворения (проснулась боль, судьбой оплаканы), сравнения (как на Саваофа, как отрава), перечисления, междометье (о, пусть они), повторы (прости), антропонимы (имена людей в стихе), прием противопоставления, фразеологизм (в пух и прах), лексика поэмы живая, разговорная, колоритная.