Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Под окнами
Костер метели белой.
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.
Метель ревела.
Под оконцем
Как будто бы плясали мертвецы.
Тогда империя
Вела войну с японцем,
И всем далекие
Мерещились кресты.
Тогда не знал я
Черных дел России.
Не знал, зачем
И почему война.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.
Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В Бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.
Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.
Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
“Пустое дело…
Ну, а если тянет —
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл”.
Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.
В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Года текли.
Года меняют лица —
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский —
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.
И, заболев
Писательскою скукой,
Пошел скитаться я
Средь разных стран,
Не веря встречам,
Не томясь разлукой,
Считая мир весь за обман.
Тогда я понял,
Что такое Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт,
Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только……
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!
Россия… Царщина…
Тоска…
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.
Посмотрим —
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.
Не нравится?
Да, вы правы —
Привычка к Лориган
И к розам…
Но этот хлеб,
Что жрете вы,—
Ведь мы его того-с…
Навозом…
Еще прошли года.
В годах такое было,
О чем в словах
Всего не рассказать:
На смену царщине
С величественной силой
Рабочая предстала рать.
Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
Уж и береза!
Чудная… А груди…
Таких грудей
У женщин не найдешь.
С полей обрызганные солнцем
Люди
Везут навстречу мне
В телегах рожь.
Им не узнать меня,
Я им прохожий.
Но вот проходит
Баба, не взглянув.
Какой-то ток
Невыразимой дрожи
Я чувствую во всю спину.
Ужель она?
Ужели не узнала?
Ну и пускай,
Пускай себе пройдет…
И без меня ей
Горечи немало —
Недаром лег
Страдальчески так рот.
По вечерам,
Надвинув ниже кепи,
Чтобы не выдать
Холода очей,—
Хожу смотреть я
Скошенные степи
И слушать,
Как звенит ручей.
Ну что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.
Анализ стихотворения «Мой путь» Есенина
Последний год жизни для поэта Сергея Александровича Есенина был очень плодотворным в плане творчества. Одной из попыток осмыслить свое место в жизни и литературе является стихотворение-размышление «Мой путь».
Стихотворение написано в 1925 году. Поэту 30 лет, он считает, что пришло время оглянуться назад и даже подвести итоги.
По жанру — исповедь, философская лирика, по размеру — ямб со смешанной рифмой, 25 строф с разным количеством строк. Рифмы открытые, закрытые, женские и мужские. Лирический герой — сам С. Есенин, но иногда он говорит от имени крестьян («хлеб, что жрете вы, — ведь мы его того-с… навозом»), хотя ему лично растить хлеб и не довелось. Композиция многочастная, последовательно излагающая жизненный путь героя.
Стихотворение в духе реализма, имажинизма. Вехами становятся, казалось бы, не очень значительные воспоминания из детства, юности. Свою биографию он предлагает искать в стихах. Его цель — впустить в поэзию, автобиографию повседневность. Начинает он с описания рязанского детства. Картины мирные: ничего не меняется, мальчику Сереже в 9 лет даже скучно, наверно. «Тогда не знал я черных дел России», «царщина», «снисходительность дворянства», «салонный вылощенный сброд» — вот и все, что молодой поэт может сказать о тогдашней Российской империи, о жизни в которой И. Бунин в 1920 году писал, что надо было ценить всю эту «мощь, сложность, богатство, счастье». Потом «с величественной силой рабочая предстала рать». И что-то изменилось, ушло, исчез тот вроде бы скучный уклад. «Иная жизнь села», где поэту не оказалось места. Он тут всего лишь «прохожий», более того, в стихах «Русь Советская» он пишет, что здесь как «иностранец».
Последняя бравурная строка «пусть меня наполнит новой силой» разошлась у С. Есенина с делом: в этот год он свел счеты с жизнью. Юношеской мечты о памятнике себе он стал стыдиться: и без меня в достатке дряни. «Я понял, что такое Русь, что такое слава». Как он писал в стихах «Пускай ты выпита другим»: о возраст осени! Он мне дороже юности и лета. Появляются в стихотворении и образ березы, и образы сельчан.
Лексика разговорная, самая выразительная, по мнению С. Есенина. Есть целые афористичные строфы, визитная карточка поэта: 9, 10, 11 и другие. Эпитеты: кроткий, лимонная, первокласснейший, зеленокосая. Олицетворения: стихи расскажите, метель ревела, улыбались дали. Сравнение: грусть, как отрава. Метафора: в стихах забила мочой кобыла. Восклицания, многоточия, вопросы переполняют это произведение.
Стихотворение «Мой путь» — зарисовка с натуры с русской действительности 1920-х годов. С. Есенин, приветствуя перемены, не видит в новой жизни места для себя и своей поэзии.