Уж крышку туго закрывают,
Чтоб ты не мог навеки встать,
Землей холодной зарывают,
Где лишь бесчувственные спят.
Ты будешь нем на зов наш зычный,
Когда сюда к тебе придем.
И вместе с тем рукой привычной
Тебе венков мы накладем.
Венки те красотою будут,
Могила будет в них сиять.
Друзья тебя не позабудут
И будут часто вспоминать.
Покойся с миром, друг наш милый,
И ожидай ты нас к себе.
Мы перетерпим горе с силой,
Быть может, скоро и придем к тебе.
Анализ стихотворения «К покойнику» Есенина
Ученическое стихотворение Сергея Александровича Есенина «К покойнику» — обращение к теме смерти, бренности всего живого.
Стихотворение написано примерно в 1911 году. Его автору в этот момент 16 лет, он ученик церковно-приходской школы, начинающий поэт, немножко влюблен, есть у него и лучший друг – Г. Панфилов. По жанру – эпитафия, надгробная речь, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, большинство рифм закрытые. Произведение состоит из 4 строф. Лирический герой – сам автор. Из контекста неясно, кого он хоронит. Стилистика реалистичная, интонация со скупой слезой. Итак, крышку гроба «уж туго закрывают». Причина такой предусмотрительности только в одном: чтоб ты не мог встать. Причем поэт подчеркивает, что умершему не подняться «навеки» (точнее было бы «вовеки»). Видимо, это было время некоторой нигилистичности автора, отрицания вечной жизни. Земля, как водится, холодна. В раннем творчестве С. Есенин еще не чувствует с землей ту нерасторжимую связь, которую воспоет в своей зрелой лирике. Еще не зовет он ее «любимой». Умерших герой кличет «бесчувственными». И действительно, как правило, покойники не предаются чувствам. Во второй строфе герой настолько деловит, что становится беспощаден к погребенному человеку: ты будешь нем. «Зов наш зычный»: здесь юный С. Есенин с удовлетворением отмечает мощь глоток живых людей. Впрочем, он обещает приходить к могиле. Видимо, на дни памяти, с другими родственниками и знакомыми. «Рукой привычной»: недрогнувшей. Живые словно до конца не осознают, насколько и они близки к смерти. Дальше герой с чувством описывает красоту похоронных венков, сияющую ухоженную могилу. Он уверяет, что друзья уж точно покойника не забудут, и в разговорах его имя еще долго будет периодически всплывать. В заключительном четверостишии – прямое обращение: покойся, друг наш милый. Автор скрывается за настойчивым местоимением «мы», чтобы не представлять собственные похороны. Лучше уж все вместе, с товарищами. «Ожидай к себе»: фигура речи, поскольку «бесчувственный» покойник никого не ждет, да и сам находится явно не у себя. В финале герой уверяет, что горе они, конечно, перетерпят и найдут в себе силы жить дальше. Заканчивается стихотворение на меланхоличной ноте: быть может, скоро придем к тебе. После этих слов читатель будто видит героя, удаляющегося с кладбища поспешным шагом. Лексика возвышенная мешается с просторечной.
В ранней лирике С. Есенина преобладают мотивы разочарования, утраты надежд, трудного поиска своего места в жизни.