Цветы мне говорят — прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.
Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!
Я видел их и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю.
И потому, что я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,-
Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.
Не все ль равно — придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной и дорогой
Пришедший лучше песню сложит.
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом.
Анализ стихотворения «Цветы мне говорят прощай» Есенина
Стихи «Цветы мне говорят прощай» Сергея Александровича Есенина – сочетание чувства сиротства, оставленности и приближения конца.
Стихотворение написано в конце октября 1925 года. Поэту исполнилось тридцать лет, он заключил очередной брак, теперь его избранницей стала С. Толстая, внучка знаменитого писателя. В эту же осень поэт повздорил в поезде с советскими чиновниками, против него возбудили дело. Единственный выход – скрыться в психиатрической клинике, этой возможностью С. Есенин и воспользовался. Шел счет последним месяцам жизни поэта. В жанровом отношении – элегия, философская лирика, с охватной и перекрестной рифмовкой, 5 строф. Поэт в этот период особенно много читал А. Пушкина. Лирический герой – сам автор. О каких цветах он здесь вспоминает? В сущности, уже была глубокая осень. И все же именно они, единственные, отдают последний поклон поэту, чей путь к смерти уже начался. Герою больше не увидеть «ее лицо и отчий край». В образе любимой, возможно, кто-то из юности поэта, а край, конечно же, рязанский. Он не хочет отнимать время у любимой, пропускает ее вперед, почти благословляет на новую жизнь без него. Теперь «гробовая дрожь» в его крови, а не горячка любви. «Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо»: настойчивый мотив прохожего, человека неприкаянного, растерявшего все и всех. Что-то надломилось в душе, струна оборвалась и больше он не требует себе ни поклонения, ни вечной любви. Даже признания не нужно. «Все повторимо»: поэт грустно переиначивает библейскую цитату из книги Экклезиаста о суете сует, о том, что ничего не ново. Лирический герой замедляет шаги, покидает авангард, остается один со своими горькими мыслями, сожалениями и беспощадной самоиронией. В предпоследнем четверостишии «пришедший лучше песню сложит»: любимая утешится, его черты растворятся в облике другого человека. Все, непричастные тайне бренности этого мира, еще будут счастливы. Зазвучат новые песни, наверняка получше прежних. И, может быть, его возлюбленная вдруг вспомнит странного давно умершего человека из своего прошлого, его метания, любовь, слова. Будто «о цветке неповторимом», мгновениях полноты хрупкого счастья. Ведь люди – тоже цветы. Тон стихотворения прозрачен и прост, интонация просветленная, но угасающая, замирающая вдали. Несколько фальшивых бодрых восклицаний: «ну что ж!» Лексика нейтральная и возвышенная, сравнение (как ласку), аллитерация, эпитеты (гробовую, неповторимом).
Некоторые мотивы и образы произведения «Цветы мне говорят прощай» С. Есенина были взяты поэтом из одноименной поэмы, писанной годом ранее.