Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих – будь они трижды… – детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Анализ стихотворения «Учителям» Рождественского
Впервые посвящение «Учителям» Роберта Ивановича Рождественского было опубликовано на страницах газеты «Советская культура».
Стихотворение создано не позднее 1987 года. Страна, по сути, больше не живет советскими идеалами, которым поэт был искренне предан. Наступившее время кажется ему смутным, двуличным. И Р. Рождественский обращается к одному из последних бастионов «разумного, доброго, вечного» – школе. В его жизни школ было несколько, первая – омская, а последняя – ленинградская. В жанровом отношении – обращение, призыв, послание. Рифмовка перекрестная (и одна омофонная рифма), деления на строфы нет. Поэт желает «удачи» педагогам всей все еще необъятной страны, столичным и деревенским. В те годы профессия уже подрастеряла престиж, уважение в обществе, однако сам поэт сохраняет к ней старомодное почтение. Впрочем, стих не просто поздравительный или патетический. Автор знает, что в профессию приходят разные люди: «добрые, злые и никакие». Однако каждый такой капитан все еще выводит свой корабль в бурное житейское море. «Дебютанты»: наиболее чувствительные к настроениям времени, неопытные, нуждающиеся в помощи. «Асы»: учителя старой закалки, которым предстоит учить детей на сломе эпох. «Как в клетку»: ведь только на словах легко найти подход к любому классу и ребенку. Для кого-то работа – испытание на прочность, прежде всего, нервов. «Как в храм»: храм знаний. Для тех, кто любит свой предмет и умеет увлечь своим энтузиазмом учеников. «Окриков из гороно»: критика отделов образования, ставящих во главу угла лишь эффектную отчетность и наращивание показателей. «Будь они трижды…»: довольно смелое умолчание. Впрочем, подходит не только «прокляты», но и «благословенны». «Если останется Земля»: кажется, в эту пору у автора появились в этом сомнения. Однако оптимизм берет верх. «Солнце нести на крыле»: в будущем обращение «злые и никакие» станет невозможным. «Профессия дальнего действия» создаст новое человечество, мудрое, «талантливо-дерзкое». Лексика и возвышенная, и разговорная, интонация сердечная, вдохновляющая. Афористичность (скажем, строки последней трети стиха). Инверсия: станут учителя. Несколько энергичных восклицаний. Метафоры: солнце нести, скованные кандалами. Повторы, перечисления, параллелизм, противопоставление.
Произведение «Учителям» Р. Рождественского – напутствие педагогам и планка, к которой надо стремиться.