В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали — воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Нам четырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?
Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря —
И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря.
Анализ стихотворения «Адмиралтейство» Мандельштама
Произведение в классическом духе «Адмиралтейство» Осипа Эмильевича Мандельштама вошло в состав сборника «Камень».
Стихотворение было написано весной 1913 года. Поэт в эту пору молод, много путешествует по Европе, учится, в литературном плане примыкает к цеховому братству акмеистов. Жанр – гражданская лирика, размер – ямб с рифмовкой перекрестной, 4 строфы. Лирический герой — лишь восторженный созерцатель. Тема урбанистическая, однако, как это часто бывает у О. Мандельштама, она рядится в старинный, почти одический, слог. Стихи начинаются с узнаваемого перифраза: столице северной. Конечно, имеется в виду Петербург, который в ту эпоху был столицей империи. Следует сказать также, что город не раз становился героем произведений поэта. Пейзаж вполне реалистичен: пыльный тополь, циферблат среди листвы. Да и сам предмет любования поэта на первый взгляд прозаичен – это здание морского министерства, построенное в XIX веке. Однако именно оно порождает в стихотворении образы высокопарные, величественные. Собственно, сама тематика, корабельная романтика несколько старомодны даже для начала XX века. Инверсии идут уже с 1 строфы: томится тополь, запутался циферблат. «Воде и небу брат»: красивая идиома и метафора. Само здание словно овеяно невидимыми токами путешествий, приключений, сражений, торговли. Причастное морской стихии, оно рождает у городского жителя массу ассоциаций, сравнений, эпитетов и метафор. А главное – жажду к перемене мест, желание оглянуться назад, в славное прошлое России. В стихах есть лишь один риторический вопрос, обращает на себя внимание также пунктуационный знак «тире», усиливающий ритм и эмоциональную нагрузку. Вторую строфу открывает инверсия: ладья воздушная. Затем следует авторско-индивидуальное двойное слово «мачта-недотрога». Поэт не обходится без упоминания как самого Петра Первого, так и его преемников. Для него очевидна преемственность мировоззрения и целей, родство с поколениями мастеров и мореплавателей. «Не прихоть полубога»: привычный античный образ отвергается, на замену приходит «глазомер простого столяра». Он «хищный», то есть, азартный, увлеченный, жизнеутверждающий. Природные стихии покорны человеку, в том числе, русскому («нам»). Пятая стихия здесь – творчество. Под шпилем здания размещены скульптуры, аллегорически изображающие стихии, времена года, ветра, античных персонажей. «Как плуги»: бороздящие волны. «Медузы» расположились на фасаде. Необозримость пространства больше не подавляет, перед героем открываются «всемирные моря».
«Адмиралтейство» О. Мандельштама – посвящение и ода любимому городу, его архитектуре и символам.