Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я — живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.
А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре —
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!
Анализ стихотворения «Метаморфозы» Заболоцкого
Стихотворение «Метаморфозы» Николая Алексеевича Заболоцкого – попытка осмыслить мир в его сложности и простоте.
Стихотворение написано в 1937 году. Автору его исполнилось 34 года, он много пишет, но публикуется в этот период больше как детский поэт. Выходит его очередной сборник стихов, готовятся к печати переводы грузинской поэзии. Вместе с тем, близится его арест за так называемую «антисоветскую пропаганду». По жанру – философская лирика, размер – двусложник с рифмовкой смежной и перекрестной. Лирическим героем является сам автор. В интонации сильна тютчевская нота. «Как мир меняется!» — с этого восклицания начинаются стихи. «Я сам меняюсь»: как часть мира, бессмертный дух в смертном теле. «Нас много»: отзвуки излюбленной поэтом натурфилософии, взаимопроникновения всего во все. «Я умирал не раз»: его жизнь и смерть неразрывны с рождением и гибелью всего живого в этом мире. «О, сколько мертвых я отделил от собственного тела!»: междометие с восклицанием, которыми он свидетельствует о своей кровной связи с поколениями людей, давно уже ушедшими, теми предками, от которых у него, например, цвет глаз, звук голоса или привычка. Быть может, и талант, как знать.
Почти в духе классицизма, в духе од М. Ломоносова и Г. Державина, он утверждает: если б разум мой прозрел, увидал бы среди могил меня. На эти строки приходится анжамбеман, специфическая организация строки (интонационная пауза): лежащего меня. Лексика, безусловно, самая возвышенная. Анафора: меня. Человек и в ветре, и на дне морском, всюду частицы его «бедного праха», его предков и потомков, следы его ног и души. «Когда-то так любимый»: чуть наивная строка о себе. «А я все жив!»: убежденность поэта в бессмертии крепнет. «Жива природа»: тема вечного возвращения. «Звено в звено и форма в форму»: завораживающая аллитерация. Мир не умирает «ни в радости, ни в буре»: нет места сожалениям и страху. Герой считает, что нужно стать великодушнее, принимать все метаморфозы из живого в живое, удивляться и любить. Рефрен «как все меняется!». Эта мысль неотступна, сродни прозрению. Поразительное стихотворение, если знать, в какую эпоху, и в какой стране оно написано. О том же ощущении чуть раньше писал В. Ходасевич в «Стансах»: слышу, как растет трава. Роль звена вовсе не унизительна для человека, уверяет Н. Заболоцкий. Истлевшая птица в земле становится источником, питающим соки деревьев, а те, в свою очередь, становятся «написанной страницей», новой книгой. Еще живой, герой чувствует себя уже умершим, причастным миру растений. В таком круговороте физического и метафизического он видит «бессмертие». Апострофа в финале: о, суеверья наши! Это учение, впрочем, совсем не новое, он в XX веке дарит миру. Эпитеты: чудных, живой, медленным.
«Метаморфозы» Н. Заболоцкого созданы в духе классической русской поэзии.