Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября…
Анализ стихотворения «Сентябрь» Рубцова
В творчестве Николая Михайловича Рубцова природа неизменно слита с человеческим переживанием.
Стихотворение написано в 1970 году. Его автору в этот момент исполнилось 34 года, он дождался признания, опубликовал несколько сборников стихов, получил собственное жилье. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – дактиль с перекрестной рифмовкой, без деления на строфы. Лирический герой – сам автор. Праздничная оптимистичная интонация ближе к концу произведения становится минорной. Уже в первой строке поэт славит «покой» осеннего месяца. Под небесами сентября солнце играет даже не «на», а «с»: рекой, рощей, ягодами (рябина, а то и брусника с клюквой и черникой). Сравнение этой картины с самым пышным, звонким праздником «на златогривых конях». Лирический герой радуется простым вещам, самому ощущению, что живет, что не нарушен ход вещей: лает бдительный пес, шелестят листья, шагают корова и грач. Полнота земного счастья охватывает героя. Он богат чувствами, впечатлениями, единением с миром. И больше ему ничего не надо, по крайней мере, в эту минуту. «Никому не известно»: конечно же, это гипербола. Понятно, что и люди, и все живое не в первый раз встречает и провожает теплый сентябрь. Но даже герой не хочет опираться на печальный опыт памяти, радуется и славит от души, как ребенок, чувствует, что этот «солнечный блеск» — словно бы навсегда. «В бездне»: выражение с довольно-таки пугающим смыслом. Сразу возникает желание предположить, а что там еще в этой бездне, кроме «ветра и грусти» октября, уже начавшего едва заметную беседу с зимой. Многоточие в финале – и символ недосказанности, и печали. Повторы: играет. Анафора: и ничего. Множество поэтических эпитетов: радостный, чудесный, багряной, небесной, краткий. Сени: своеобразная прихожая в частном доме. Стихотворение пронизано перечислительной градацией. Олицетворение: блеск играет. «Златогривых коней» поэт мог почерпнуть из «Конька-горбунка» П. Ершова. Собственно, это «злато» может быть и метафорой желтых листьев. Звукопись первой половины подчеркивает настроение героя. В сущности, уже во второй строке автор вскользь упоминает, что этот подъем чувств, эта картина довольства и расцвета природы – лишь на «краткий» миг.
Произведение «Сентябрь» Н. Рубцова выросло на вологодской почве, из подлинных впечатлений. К финалу в нем звучат, хоть и приглушенно, трагические ноты.