1
Я ехал к Ростову
Высоким холмом,
Лесок малорослый
Тянулся на нем;
Береза, осина,
Да ель, да сосна;
А слева — долина,
Как скатерть ровна.
Пестрел деревнями,
Дорогами дол,
Он всё понижался
И к озеру шел,
Ни озера, дети
Забыть не могу,
Ни церкви на самом
Его берегу:
Тут чудо картину
Я видел тогда!
Ее вспоминаю
Охотно всегда…
2
Начну по порядку:
Я ехал весной,
В страстную субботу,
Пред самой Святой.
Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ;
Скучая смертельно,
Решал я вопрос:
Кто плотник, кто слесарь,
Маляр, водовоз!
Нетрудное дело!
Идут кузнецы —
Кто их не узнает?
Они молодцы
И петь, и ругаться,
Да — день не такой!
Идет кривоногий
Гуляка-портной:
В одном сертучишке,
Фуражка как блин, —
Гармония, трубка,
Утюг и аршин!
Смотрите — красильщик!
Узнаешь сейчас:
Нос выпачкан охрой
И суриком глаз;
Он кисти и краски
Несет за плечом,
И словно ландкарта
Передник на нем.
Вот пильщики: сайку
Угрюмо жуют
И словно солдаты
Все в ногу идут,
А пилы стальные
У добрых ребят,
Как рыбы живые,
На плечах дрожат!
Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,
Омыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой…
3
Стемнело. Болтая
С моим ямщиком,
Я ехал всё тем же
Высоким холмом,
Взглянул на долину,
Что к озеру шла,
И вижу — долина
Моя ожила:
На каждой тропинке,
Ведущей к селу,
Толпы появились;
Вечернюю мглу
Огни озарили
Куда-то идет
С пучками горящей
Соломы народ.
Куда? Я подумать
О том не успел,
Как колокол громко
Ответ прогудел!
У озера ярко
Горели костры, —
Туда направлялись,
Нарядны, пестры,
При свете горящей
соломы, — толпы…
У божьего храма
Сходились тропы, —
Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была!..
Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова
Стихотворения Некрасова, написанные для детей, глубоко народны и наполнены метафорами. В них поэт использует все фольклорные элементы: прибаутки, сказания и притчи. Его стихи любимы детьми и переведены практически на все языки народов СНГ.
В стихотворении Некрасова Н.А. «Накануне светлого праздника» (написанное в 1873г.) повествование ведётся от лица автора. Жанр произведения можно назвать «дорожным впечатлением». Автор в самом начале указывает на место действия — город Ростов. Состоит произведение из трёх частей: первая — это описание долины с озером и стоящей на берегу церковью, вторая — встреча с простыми людьми, возвращающимся домой на Пасху, третья — вид нарядной толпы, спешащей к церкви на праздник.
Стихотворение привлекает читателя своим точным изображением рабочих людей – красильщиков, кузнецов, пильщика, портного. Все они стремятся в родные края с желанием отдохнуть в священный Пасхальный праздник:
«Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,
Отмыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С весёлой душой»
Автор передал читателю восхищение силой народной единой массы, шествующей ко всенощной. Люди шли в сумерках, держа в руках пучки горящей соломы, их становилось всё больше и больше:
«Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была»
Всё произведение проникнуто любовью и уважением к простому рабочему люду, который умеет ударно работать, а потом пойти праздновать Пасху. Для Некрасова было отрадным видеть такое единство людей, их стремление быть вместе в день церковного празднества. Для него это событие явилось поистине чудесной картиной.
Само повествование кажется незамысловатым. Разговорную интонацию передаёт 2-стопный амфибрахий. В каждом четверостишии рифмуются только 2-я и 4-я строчки, что напоминает по звучанию устную речь. Но детям проще воспринимать такое несложное по строению произведение и сосредоточится на его образах.
Описание природы немногословно и лишено подробностей. Все силы автор сосредоточил на людях, их настроении и предчувствии радости от Светлого Христова праздника. Читатели вовлечены в увлекательную игру — как узнать, кто по профессии каждый идущий человек? Автор даёт подсказки: выпачканный охрой нос, пилы в руках, плоская фуражка. Такие разные люди становятся единым фронтом в своём желании поскорее добраться до родных деревень. И это настроение умиротворения и ожидания греют душу Некрасова и всех его читателей.
Отображение в своих произведениях быта крестьян и их детей можно назвать визитной карточкой Некрасова. Поэт воплотил в своём произведении упоение миром и радость от самой жизни. Во всех стихотворениях Н.А. Некрасова для детей воплотилось его главное творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме». Стихотворение «Накануне светлого праздника» было последним у автора и вошло в сборник «Русским детям», выпущенный после смерти поэта в 1881 году.