Бедный Федотка — сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.
Анализ стихотворения «Федотка» Чуковского
Первая публикация «Федотки» Корнея Ивановича Чуковского состоялась в годы Великой Отечественной войны.
Стихотворение создано в 1923 году. Его автору чуть за сорок, к этому времени он уже признанный литературный критик, впрочем, его собственное творчество то и дело подвергается остракизму. К. Чуковский женат, отец четверых детей. Жанр – сиротское причитание в народном духе, жалоба; размер, как водится, хореический, рифмовка парная, которая в конце становится холостой. А это уже верный признак знаменитой корнеевой строфы, которой написаны все известные сказки писателя. Главный герой – мальчик Федотка. Лет ему, должно быть, от двух до пяти – вряд ли К. Чуковский стал бы писать о мальчишке другого возраста. Ведь именно этот – самый изученный, самый непосредственный. Писатель и в этом коротком почти экспромте следует своим же правилам: никаких поэтических, книжных эпитетов, долой замысловатые прилагательные. Для детской речи «бедный, несчастный» — одни из самых универсальных понятий. Они наглядны и доступны ребенку самого малого возраста, порождают эмоциональный отклик в сердце читателей и слушателей. Итак, вышепоименованный малыш – сиротка. В самой форме слова слышится что-то дополнительно жалостливое. А тут он еще заливается слезами. Даже черствый человек вознегодует над его обидчиками. Ведь у него «нет никого». Впору представить героя с протянутой рукой, поющего под шарманку трогательные песенки. Наверняка он голоден, бос, а то и не стрижен. «Кто пожалел бы его»: конечно, только взволнованный читатель, да и то спустя много лет. И вдруг интонация меняется. Оказывается, у несчастного бедного мальчика нет никого, кроме мамы с папой, дяди с теткой и дедушки с бабушкой. Действительно, семья не из крупных, всего-то шесть человек. Однако это уже и не сиротка вовсе. В чем же дело? А дело в том, что вся эта родня тиранит сыночка и внучка, заставляет умываться, убирать за собой игрушки, не шуметь в гостях и есть только здоровую пищу, лапшу, например, и кисель, а не всякие шоколадки. Просто бесчеловечное отношение, одним словом. Между тем, поэт и здесь ненавязчиво изображает для детей естественные семейные и родственные связи. Горький плач оборачивается обыкновенным капризом, а это уже вызывает заслуженный смех каждого послушного (и не очень) ребенка, которому прочли эту душещипательную историю. Перечислительная градация усиливает комический эффект.
Первым иллюстратором «Федотки» К. Чуковского был художник В. Конашевич.