Вот и белые березы,
Развернув свои листы,
Под дождем роняют слезы
Освеженной красоты.
Дождь идет, а Солнце светит,
Травы нежные блестят,
Эту нежность их заметит,
И запомнит зоркий взгляд.
Видя радость единенья
Солнца, влаги, и стеблей,
Дух твой будет как растенье,
Взор засветится светлей.
И войдет в твои мечтанья
Свежесть пышной новизны.
Это — счастие, свиданье,
Праздник Солнца и Весны!
Анализ стихотворения «Весна» Бальмонта
Свою «Весну» Константин Дмитриевич Бальмонт включил в сборник «Литургия красоты».
Стихотворение датируется приблизительно 1905 годом. В эту пору автору его около сорока лет, он едва ли не самый популярный поэт в России (впрочем, чуть позже начнется спад интереса к его лирике, начнут даже появляться пародии на столь мелодичный стиль), политическая фигура (его даже высылали из столицы, затем он бежал во Францию, где публиковал революционные стихи), пытливый путешественник, посещавший, в том числе, и экзотические страны (например, Мексику). Он также женат вторым браком, воспитывает маленькую дочь. Жанр – пейзажная лирика, рифмовка перекрестная, большинство рифм открытые, лирический герой – сам автор, почти заклинающий читателя праздновать весну. Интонация торжественная, ликующая. Лексика возвышенная, образы в основном классичны. Олицетворение: роняют слезы. Метафора: слезы красоты. Эпитеты просты и их немного: нежные (это еще и лексический повтор), зоркий, пышные. Перечисления также по-детски просты: дождь идет, солнце светит. Инверсия: запомнит взгляд, войдет свежесть. Далее поэт обращается к читателю. Единство Солнца (именно так, с большой буквы), влаги, стеблей должны излечить все раны и изломы души человеческой, придать жизненных сил. Возврат к естественности – его девиз. Чувствуется, что поэт сам верит в чудеса природы. Надо сказать, что автор стихотворения дорожил детством, проведенным в сельской усадьбе, называл ее «царством тишины и уюта», воспевал в стихах. Сравнение: дух как растенье. Это метафора, но К. Бальмонт и впрямь полагал, что человеку родственно все живое, что все вокруг находится во взаимосвязи. То есть, поэт высказывается вполне в духе пантеизма. Двенадцатая строка – и пример аллитерации, и лексического повтора. Автор убежден, что обновление ума и сердца в человеке происходит, в частности, с весенним преображением окружающего мира. Даже мечты зависимы от физической реальности. Заключительные строчки одические, хвалебные с восклицанием. Поэт желает разделить «это счастие» (устаревшая, книжная лексика) со всем человечеством, всех зовет на праздник возрождения и пробуждения жизни. Цветопись: белый и светлый. Глаза – вот главный инструмент познания в этом произведении.
К. Бальмонт считал, что в гармонии природы – ответы на все вечные вопросы, ключ к счастью человека на земле.