Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,
Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.
Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.
Мы в призраки не верим; но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки…
Я им внимал, я слышал их не раз,
Те грустные и сладостные звуки!
Анализ стихотворения «Призраки» Бунина
Стихи «Призраки» Ивана Алексеевича Бунина – метафизические размышления о связи двух миров – подлунного и загробного.
Стихотворение написано не позднее 1905 года. Брак поэта уже давно был расстроен, оставалось получить формальный развод. С бывшей женой, красавицей-гречанкой, остался сын писателя. Среди утрат для И. Бунина смерть этого ребенка от скарлатины – самая чувствительная. Осенью он гостит в опустевшем ялтинском доме А. Чехова – хозяин дома отошел в иной мир еще в прошлом году. Именно в его стенах он узнает о начале первой русской революции. В жанровом отношении – философская лирика, 4 строфы с перекрестной рифмовкой. Начинает поэт с решительного восклицания, отрицания, казалось бы, очевидного: «нет, мертвые не умерли». Строй стиха и с лермонтовской романтической нотой, и с тяготением к новомодному символизму. Сюжет довольно экзотичен, в его основе – шотландское предание о любимых тенях, навещающих мир живых по ночам. Впрочем, увидеть их глазу не дано, можно лишь услышать, как призраки перебирают струны старинных музыкальных инструментов. В третьей строфе автор утверждает, что современный человек разуверился в чудесном. Тайны этого мира перекочевали в сказки для детей. А между тем, древние предания рождены не на пустом месте. И только ночью человек выныривает из круговорота суеты. Тогда вновь оживают сказки, страхи и надежда на знак от тех, кого уж нет. Любовь помогает преодолеть страх перед посещением из иного мира. Потому автор с убеждением и радостью завершает стих: «я слышал их не раз». Значит, жизнь после смерти существует. Лексика возвышенная, местами устаревшая, интонация таинственная. Финальное четверостишие открывается чуть неуклюжим, устаревшим оборотом «в призраки не верим». Есть неправильность и в употреблении ударения в рифмах (стенах-струнах). Не избегает поэт и глагольных рифм (например, вся третья строфа состоит из них). Пара энергичных восклицаний, умолчание. Ряд отрицаний, в том числе, в приставках слов (нет, не умерли, незримые, не верим, не раз). Эпитеты (старое преданье, дремлющих струнах, печальные звуки). Инверсия (томит тоска, касаются руки). Эпифора (сладостные звуки). Местоимением «мы» поэт подчеркивает, что этот опыт универсальный, общечеловеческий. Повторы слов, перечисления, антитеза дня и ночи.
В произведении «Призраки» И. Бунина мертвые напоминают о себе живым.