Ледяная ночь, мистраль,
(Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только Он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль.
Анализ стихотворения «Ночь» Бунина
Произведение «Ночь» Ивана Алексеевича Бунина – одно из исповедальных стихотворений поэта, созданное за год до смерти.
Стихотворение датируется 1952 годом. В эту пору поэт находится в преклонном возрасте, этот год – предсмертный для него. Несколько десятилетий он прожил в вынужденной эмиграции после бегства из охваченной революцией России. Ему даже удалось получить признание плеяды литературных деятелей Франции, было в его жизни и присуждение престижной Нобелевской премии. Впрочем, материальные трудности сопровождали его до самого конца. Жанр – элегия, философская лирика, размышление о пройденном пути, размер – хореический с рифмовкой перекрестной, разделения на строфы нет. Большинство рифм – закрытые. Интонация медленная, угасающая. Лирический герой – сам поэт. Ему уже более 80 лет, он болен, за окном французская ночь. Ледяная, как бездна небытия. «Мистраль»: порывистый, приносящий холод, ветер, порой становящийся и вовсе штормовым. Он губит посевы, пронзает холодом отдыхающих и купающихся. Прозаическая деталь, видимо, весенних наблюдений за ветром в виде парентезы (пояснительной конструкции): он еще не стих. Природа кажется чужой. Не столько уже французская, сколько земная. «Блеск и даль»: под золотым светом луны. «До постели лег»: старый писатель кутается в одеяло, его мучает бессонница. Он чувствует свою полную разъединенность с миром, усталость от пролетевшей и все же такой длинной жизни. «В подлунной нет»: подлунный мир – философская концепция из Древней Греции. «Только я да Бог»: вся суета отошла, улеглись земные страсти. Отношения с Вечностью вышли на первый план во всей своей ясности. «Знает Он»: никто из людей не понимает его так, как Бог. «Мертвую печаль»: эпитет со страшной метафорой. Жизненная сила на исходе. Горечь прожитых лет, потерь и одиночества тяжелым грузом лежит на сердце. «От всех таю»: некому высказать свои чувства, да уже и желания нет. Связь с Родиной – переписка со старым другом Н. Телешовым. Композиция стихотворения к финалу становится кольцевой. Вместе с холодом и блеском только леденящий мистраль дует в окна дома, в котором уже нет множества близких людей, друзей. Есть лексические повторы, эпитеты немногочисленны, но с напряженной эмоциональной окраской: недвижный, золотой.
В «Ночи» И. Бунин остается верным себе и выбранному еще в юности классическому руслу отечественной поэзии.