Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Анализ стихотворения «Детство» Бунина
Детство — лучшая пора человеческой жизни. Именно в детском возрасте люди учатся открывать свою душу прекрасному. Стихотворение И. А. Бунина «Детство» передаёт искренний восторг от ощущения единства с природой.
Произведение написано двадцатипятилетним писателем в 1895 году, а опубликовано оно было лишь спустя 11 лет. Этот период его творчества был очень плодотворен и богат на события, но всё-таки И. А. Бунин тосковал по собственной детской непосредственности и лёгкому восприятию мира.
Жанр, тема и идея
По жанру стихотворение относится к пейзажной лирике. Его темой является описание впечатлений от прогулки в солнечном бору. Идея Бунина — показать, как природа может вернуть детское мироощущение и чувствительность.
Основной мотив и образы
Стихотворение проникнуто весёлым настроением. Это подтверждают слова: «весело мне было…». В «Детстве» можно выделить два основных образа:
- образ лирического героя, который на миг возвращается в детство;
- образ сосны, который выступает символом всей родной природы.
Эти два образа противопоставлены по возрасту («…мне только десять лет, // А ствол — гигант, тяжёлый, величавый»). Несмотря на это, они единое целое: «Прильну к сосне…».
Композиция
«Детство» состоит из трёх четверостиший:
- в первой строфе описывается солнечный бор, в котором гуляет лирический герой;
- во второй строфе рассказывается, как он прильнул «к сосне корявой»;
- третья строфа описывает грубый, но тёплый ствол сосны.
Ритмический строй
Произведение написано пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Этот двусложный размер лёгок для восприятия и осмысления.
Художественные средства
Для реализации поэтической идеи автор использует множество фонетических, лексических и синтаксических средств:
- слова, передающие запахи: «сухим смолистым ароматом», «пахнет»;
- слова, передающие солнечный свет и тепло: «жарче», «по … солнечным палатам», «повсюду блеск», «повсюду яркий свет», «Кора … тепла, так солнцем вся прогрета!», «зной … солнечного света»;
- звукопись: повтор шипящих и звуков [с] и [т];
- сравнения: «Песок — как шёлк…»;
- метафору: лес сравнивается со дворцом («по этим солнечным палатам»);
- эпитеты: «тяжёлый, величавый», «сладостней», «весело»;
- восклицательные предложения в первой и третьей строфах.
Таким образом, И. А. Бунин намеренно создал в стихотворении атмосферу преувеличенной восторженности, позволяющую почувствовать непритворное восхищение природой. На такое любование человеческая душа способна только в детстве.