Первое напечатанное стихотворение
В стороне от дороги, под дубом,
Под лучами палящими спит
В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый нищий, седой инвалид;
Изнемог он от дальней дороги
И прилег под межой отдохнуть…
Солнце жжет истомленные ноги,
Обнаженную шею и грудь…
Видно, слишком нужда одолела,
Видно, негде приюта сыскать,
И судьба беспощадно велела
Со слезами по окнам стонать…
Не увидишь такого в столице:
Тут уж впрям истомленный нуждой!
За железной решеткой в темнице
Редко виден страдалец такой.
В долгий век свой немало он силы
За тяжелой работой убил,
Но, должно быть, у края могилы
Уж не стало хватать ему сил.
Он идет из селенья в селенье,
А мольбу чуть лепечет язык,
Смерть близка уж, но много мученья
Перетерпит несчастный старик.
Он заснул… А потом со стенаньем
Христа ради проси и проси…
Грустно видеть, ка много страданья
И тоски и нужды на Руси!
Анализ стихотворения «Деревенский нищий» Бунина
Иван Алексеевич Бунин на заре своей писательской деятельности часто обращался к теме социальной несправедливости. Примером такого творчества служит стихотворение «Деревенский нищий».
Стихотворение написано в 1886 году (в печати появилось годом позже), его автору было 16 лет. В этот период он оставил гимназию и перешел на домашнее обучение. Считается первым опубликованным произведением. По жанру — элегия, размышление, по размеру — анапест с перекрестной рифмой, 7 строф. Рифма открытая, закрытая, мужская, женская. Лирический герой — сам поэт. Оно создано в русле некрасовской традиции не только по содержанию, но и по форме. Близок к нему и «Нищий» Ивана Никитина. Чувствуется, что зарисовка с натуры, а не умозрительная. Поэт задумался над спящим человеком. Юность глядит на старость.
Стихотворение полно многоточий и жалобных восклицаний: истомленный нуждой! По окнам стонать… Даже природа кажется немилосердной: палящими, жжет. И судьба «беспощадна». Сам нищий стенает, стонет, лепечет. Несколько раз автор употребляет эпитет «истомленный», подчеркивает, что «сил» у «страдальца» уж нет. И. Бунин предполагает, что нищий себя в былые годы «тяжелой работой убил». Уменьшительный суффикс в слове «зипунишке» выдает волнение поэта. Грубая штопка — знак того, что нет родных рук, которые заботились бы о «несчастном». Поэт не избегает глагольных рифм. Более того, как раз глаголы помогают рисовать живые картины из прошлого уснувшего нищего. Повторы: видно, проси, из селенья в селенье. «Христа ради»: именно так просили подаяние нищие в дореволюционной России. Кстати, форма слова «Русь» дает понять: эта беда не нова. Не стоит делать слишком широких обобщений из увиденной поэтом картины: ему действительно встретился «старый инвалид». Однако не только в столицах, но и в деревнях состав нищенствующих был очень пестрым.
Заключительная строка «как много страданья и тоски и нужды на Руси!», пожалуй, имеет не только социальную остроту, но и общечеловеческую: рая не земле нет, и не будет. Поэт чувствует, что и сам не в состоянии помочь этому человеку, ему остается только пройти мимо. Но право на сострадание, вздох у него есть.
И. Бунин, лауреат Пушкинской и Нобелевской премий, уже с юности тяготел в своем творчестве к реализму. В произведении «Деревенский нищий» он пытается проникнуть в тайну бедственного положения встреченного им нищего.