Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Анализ стихотворения «Полдень» Тютчева
Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Полдень» рисует читателю картину жаркого полдня, реки и неба, объятых дремотой. Природа, человек и даже боги будто отдыхают после утренней суеты.
История создания
Стихотворение было создано в конце 20-х годов 19 века. В 1836 году оно было опубликовано в журнале «Современник». Принято считать, что оно относится к мюнхенскому периоду творчества поэта, когда Ф. И. Тютчев находился под влиянием идей Шеллинга и Гейне.
Жанр, тема и идея
По жанру «Полдень» относится к пейзажной лирике. Тема этого стихотворения отразилась непосредственно в самом названии «Полдень» — изображение природы в полуденный час. Идея — передать ощущения лености и дремоты природы.
Для воплощения своей идеи автор вводит в произведение образы древнегреческих божеств. Пан — бог природы, долин и лугов, нимфы — природные божества. Древние греки верили, что в полдень природа погружается в покой.
Основной мотив и образы стихотворения
Главный образ в этом произведении — природа, объятая дремотой. Всё застыло в покое: и река, и облака, и даже божество природы.
Композиция
«Полдень» состоит из двух четверостиший, или строф. В первом четверостишии автор рассказывает о лениво катящейся реке и чистом небе, во втором — о дремоте, которая похожа на туман, и о великом Пане.
Ритмический строй
Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Такой ритмический строй очень лёгок для читательского восприятия.
Художественные средства
Ф. И. Тютчев использовал различные средства для передачи идеи своего произведения:
- анафору (единоначатие): первая, вторая и четвёртая строка первой строфы начинаются со слова «лениво»;
- олицетворение: «дышит полдень»;
- глаголы состояния: «дышит», «дремлет», «тают», «катится»;
- эпитеты: «пламенной и чистой», «жаркая», «покойно», «лениво», «мглистый»;
- сравнение: «как туман»;
- аллитерацию: в первой и третьей строке первого четверостишия используются согласные звуки [л], [н], [м], [й] для придания плавности при прочтении;
- синтаксический параллелизм: первая, вторая и четвёртая строка начальной строфы построены по единому принципу инверсии (обстоятельство, сказуемое, подлежащее): «Лениво дышит полдень … // Лениво катится река … // Лениво тают облака».
Умело используемые Ф. И. Тютчевым синтаксические и изобразительно-выразительные средства языка будто переносят читателя в душный летний полдень, когда всё объято тягучими, практически физически ощущаемыми ленью и дремотой.