Федор Тютчев — Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

Анализ стихотворения «Наш век» Тютчева

Высокую оценку дало Фёдору Ивановичу Тютчеву время, подтвердившее его величие как лирика и философа, который как никто другой понимал и любил русскую природу. Поэта можно уверенно назвать мастером философской лирики, ибо его стихотворения глубоко проникновенны и образны.

Историко-литературный контекст

Ф.И. Тютчев создал своё стихотворение в период, когда русский народ переносил на себе влияние европейских перворотов и восстаний, задачей которых было установление гражданских прав и свобод. Данные события сильно отразились на творчестве и мышлении многих писателей из России. Ф.И. Тютчев не стал исключением.

Тематика и проблематика

В ответ на происходящие события поэт обозначил свой философский взгляд. Тютчев выступал против революции, а свою родину считал единственной представительницей истинного христианства. Писатель остро чувствует происходящие перемены: стираются религиозные ценности, люди становятся эгоистичными и равнодушными.

Главная тема стихотворения «Наш век» — кризис веры. Тютчев размышляет о моральном облике человека и общества, в котором он живет. Автор убеждён, что все беды и проблемы современного ему человека идут от неверия, духовного опустошения: «не плоть, а дух растлился в наши дни».

Художественные приёмы

Лирический герой произведения с сокрушительной тоской рассуждает в одиночестве о времени, лишённом веры. Его одолевает тревога за будущее человека с разрушенной душой. Произведение несёт антитезу в своей основе — противопоставление современности и духовного идеала, существующего в мыслях лирического героя. Подкрепляют эту основу противопоставления: плоть — дух, тень — свет, безверие — вера, не просит — жаждет.

Из строк стихотворения мы видим, что человек «жаждет веры… но о ней не просит…». А не просит потому, что не понимает простейшей истины, что только вера способна спасти. Нужно лишь впустить Бога в своё сердце, и тогда перестанешь тосковать, обретёшь свет, а жизнь ежедневно будет приносить лишь радость и умиротворение.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, рифмовка — перекрестная. Это придаёт произведению чёткий ритм и лиричность. Среди немногочисленных художественных приёмов можно выделить: метафору («дух растлился в наши дни»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»), эпитеты («отчаянно тоскует», «перед замкнутой дверью»). На лексическом уровне находим устаревшие слова— днесь (церковнославянизм), ропщет, погибель.

Заключительные строки стихотворения: «Впусти меня!- Я верю, боже мой!Приди на помощь моему неверью!..» — отсылают нас к евангельской легенде об исцелении Христом отрока, который был одержим немым духом. Родитель его, отвечая на воззвание Бога веровать, отвечает ему: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Но Тютчев отрицает мотив искупления: «не скажет ввек, с молитвой и слезой» — ибо поэт не верит, что человек способен очистить свою душу.

Заключение

Слово Фёдора Ивановича Тютчева отозвалось не в одном поколении, а его поэтическая слава продолжит оставаться истинной благодатью русской поэзии на протяжении многих столетий. Философские рассуждения заставляют нас задуматься над собственным бытием, проанализировать свою жизнь и, возможно, найти пути духовного роста.

Оцените статью
Добавить комментарий