И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот…
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила —
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,-
Но, спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!
И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И клубится мутной пеной
Обессиленный порыв…
Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…
Анализ стихотворения «Море и утёс» Тютчева
Свое злободневное произведение «Море и утес» Федор Иванович Тютчев опубликовал в журнале «Москвитянин». В нем он изложил свою точку зрения на «весну народов».
Стихотворение написано в 1848 году. Его автору в эту пору исполнилось 45 лет, он со всевозрастающей тревогой наблюдает за революционными волнениями практически по всей Европе. Началось все с Франции и Италии, затем присоединилась Германия. Потрясения экономические и общественные сопровождали эти события. Он считал, что революция порывает с историческим прошлым народа, в стране которого происходит, обезличивает сам народ, делает из общества некую безымянную публику. Все свои соображения он излагает под видом развернутой метафоры: море пытается сокрушить утес. По жанру – пейзажная лирика с философским и политическим подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной и охватной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой – сам автор, хладнокровный наблюдатель мировых событий. Лексика возвышенная и просторечная. Интонация гневная, местами ироничная.
Первая строфа динамична и переполнена глаголами, употребленными поэтом с перечислительной градацией: клокочет, свищет, ревет, допрянуть хочет. «Адская сила, огнь геенский»: библейские образы, подчеркивающие неправедность революционного брожения. «Пучину взворотила»: в описании действий толпы (моря) поэт употребляет более просторечные, колоритные выражения. Вторая строфа также наполнена градацией: с ревом, свистом, воем, неподвижный, неизменный. «Наш великан!»: в этом восклицании к утесу можно увидеть обращение поэта в сторону тогдашней Российской империи, которой не коснулись беспорядки и хаос. «Снова лезут на гранит»: пресловутая «весна народов» продолжалась около 2 лет. «Надоест волне воевать»: герой считает, что бурю остается только с достоинством перенести. «С твоей пятой»: возможно, намек на мифологический сюжет, где пята – единственное уязвимое место. «Присмиреет, уляжется»: натиск «злой потехи, дури волн» закончится. Однако нужно быть всегда готовым к его повторению. Именно поэтому стихотворение завершается многоточием. Инверсия: клубится порыв, присмиреет она. Повтор однокоренных слов: ад ли, адская ли. Олицетворение: озлобленные боем, вал бьет, спокойный и надменный. Сравнение: как на приступ. Эпитеты: гигантскою, гремучей, громадный. Рефрен: без вою, без бою.
Ф. Тютчев живо интересовался международной политикой. Его «Море и утес» — отклик на события в европейских странах.