На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
Анализ стихотворения «День и ночь» Тютчева
Две самые распространенные темы в творчестве Федора Ивановича Тютчева — это красота природы и философские размышления. Примером философской лирики является стихотворение «День и ночь», написанное поэтом в 1839 году.
Основная тема произведения — вечное противостояние дня и ночи. Для Тютчева день и ночь — это не просто природные состояния, которые сменяют друг друга, а отображение двойственности всего мироздания. Автор противопоставляет их, словно добро и зло. День несет с собой свет, это «блистательный покров», который дарит радость и умиротворение человеческим душам, и закрывает собою все страхи и ужасы, которые приходят, когда наступает ночь. Днем человек находится в гармонии с Богом и чувствует себя защищенным. Ночь же для Тютчева подобна злу и он называет ее «бездной». Ночью людям становится неспокойно, им кажется, что над ними нависает какая-то угроза, даже если реальных причин для беспокойства нет, а в голову приходят темные мысли, которым не было места в светлое время. Человек остается один на один со своими «страхами и мглами» до тех пор, пока снова не наступает день. Людям свойственно испытывать необъяснимый священный трепет перед темным временем суток, они издавна боятся его, и эту боязнь, чувство того, что ночью «бездна нам обнажена» и стремился передать поэт в этом стихотворении.
Стихотворный размер произведения — привычный для Тютчева четырехстопный ямб. Поэт широко использует эпитеты («бездной безымянной», «блистательный покров», «мира рокового»). В первой части стихотворения практически отсутствуют глаголы, что демонстрирует покой и умиротворение дня, они появляются только во второй части, при описании ночи, показывая ее большую опасность и агрессивность. Для придания торжественности Тютчев употребляет архаизмы («земнородных», «сей», «мглами»). Основной художественный принцип, на котором построено стихотворение — антитеза, противопоставление дня и ночи.
Таким образом, в стихотворении утверждается, что мир, так же как и человеческая душа, имеет светлую и темную стороны. Это закон равновесия и гармонии в природе. День — светлое, доброе время, безопасное для человека. Ночью же становится темно, природа засыпает, а в человеке просыпаются древние инстинкты, пугающие его. Это время темноты и хаоса. Но всем известно, что ночь заканчивается, вслед за ней вновь приходит день, и ночные страхи уходят. Это непоколебимый закон мироздания, применимый как к природе, так и к человеческой душе.