Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод,-
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.
Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.
То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.
И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!
Анализ стихотворения «Безумие» Тютчева
«Безумие» — пример барочно-романтической поэзии Федора Ивановича Тютчева.
Стихотворение написано в 1830 году. Автору его исполнилось в эту пору 27 лет, он женат и служит России на дипломатическом поприще в Германии. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с рифмовкой перекрестной, 4 строфы. Закрытых и открытых рифм поровну. Лирический герой довольно экзотичен. Это одушевленное безумие, а впрочем, просто безумный человек, возомнивший, что он в состоянии открыть все тайны бытия. В 1 строфе описывается то ли линия горизонта, то ли вселенская катастрофа: «с Землею обгорелой» сливается небо. Именно там, между небом и землей, проживает Безумье. Оно там не тужит, напротив, веселится, не зная забот, избегая всякой серьезности и земных теней. Собственно, поэтому оно и «жалкое». На что надеется человек, если ведет себя подобно страусу, согласно известному выражению, зарывающему голову в песок?.. Во 2 четверостишии сей безумец, сильно напоминающий всякого человека, занимающегося искусствами, лежит на горячем песке, уставясь «стеклянными очами» (от жары и усталости) в облака. «Чего-то ищет»: точнее, выдумывает, сочиняет. В 3 строфе, не обращая ни на что вниманья, повинуясь лишь внутреннему голосу, он уже жадно внимает звукам земли, припав к ней «чутким ухом». Ему кажется, что он первооткрыватель, победитель, вождь, дарующий другим живую воду. В заключительном же четверостишии «мнит» можно истолковать двояко. И как «воображает» — а значит, поэт жестоко утверждает, что герой обманывает и себя, и других, и как «почти слышит» реально существующие, но скрытые источники Вод. Жажда не только физическая, а душевная, и, как знать, и духовная томит героя. Он ждет обновления, преображения, возрождения надежды. Исследователи склонны сближать это стихотворение с системой более позднего экзистенциализма, ужаса жизни, и полемику с пушкинским «Пророком» (Ф. Тютчев, выходит, не склонен преувеличивать возможности искусства в миропостижении, тем более, сравнивать их с пророческим служением), и скептицизм в отношении воззрений натурфилософов, выведших из лозоходства (поиска воды наитием людьми с особыми способностями) мысль о могуществе человека и его «сотрудничестве» с природой. Рефрен-анафора «там». Сравнение: как дым. Многоточия в конце каждой строфы. Эпитеты: колыбельное, шумный.
В философской лирике Ф. Тютчева нередки ноты отчаяния и сомнения, возвышения человека и его уничижения.