Евгений Евтушенко — Ярмарка в Симбирске

Ярмарка!
В Симбирске ярмарка.
Почище Гамбурга!
Держи карман!
Шарманки шамкают,
и шали шаркают,
и глотки гаркают:
«К нам! К нам!»
В руках приказчиков
под сказки-присказки
воздушны соболи,
парча тяжка.
А глаз у пристава
косится пристально,
и на «селедочке»
перчаточка.
Но та перчаточка
в момент с улыбочкой
взлетает рыбочкой
под козырек,
когда в пролеточке
с какой-то цыпочкой,
икая,
катит
икорный бог.
И богу нравится,
как расступаются
платки,
треухи
и картузы,
и, намалеваны
икрою паюсной,
под носом дамочки
блестят усы.
А зазывалы
рокочут басом,
торгуют юфтью,
шевром,
атласом,
пречистым Спасом,
прокисшим квасом,
протухшим мясом
и Салиасом.

И, продав свою картошку
да хвативши первача,
баба ходит под гармошку,
еле ноги волоча,
и поет она,
предерзостная,
все захмелевая,
шаль за кончики придерживая,
будто молодая:

«Я была у Оки,
ела я-бо-ло-ки.
С виду золоченые —
в слезыньках моченные.

Я почапала на Каму,
я в котле сварила кашу.
Каша с Камою горька —
Кама слезная река.

Я поехала на Яик,
села с миленьким на ялик.
По верхам и по низам —
всё мы плыли по слезам.

Я пошла на тихий Дон,
я купила себе дом.
Чем для бабы не уют?
А сквозь крышу слезы льют».

Баба крутит головой.
Все в глазах качается.
Хочет быть молодой,
а не получается.
И гармошка то зальется,
то вопьется, как репей…
Пей, Россия,
ежли пьется,—
только душу не пропей!

Ярмарка!
В Симбирске ярмарка.
Гуляй,
кому гуляется!
А баба пьяная
в грязи валяется.

В тумане плавая,
царь похваляется…
А баба пьяная
в грязи валяется.

Корпя над планами,
министры маются…
А баба пьяная
в грязи валяется.

Кому-то памятник
подготовляется…
А баба пьяная
в грязи валяется.

И мещаночки,
ресницы приспустив,
мимо,
мимо:
«Просто ужас! Просто стыд!»
И лабазник — стороною
мимо,
а из бороды:
«Вот лежит…
А кто виною?
Всё студенты да жиды…»
И философ-горемыка
ниже шляпу на лоб
и, страдая гордо,—
мимо:
«Грязь —
твоя судьба, народ».
Значит, жизнь такая подлая —
лежи и в грязь встывай?!

Но кто-то бабу под локоть
и тихо ей:
«Вставай!..»
Ярмарка!
В Симбирске ярмарка.
Качели в сини,
и визг,
и свист.
И, как гусыни,
купчихи яростно:
«Мальчишка с бабою…
Гимназист».
Он ее бережно
ведет за локоть.
Он и не думает,
что на виду.
«Храни Христос тебя,
яснолобый.
А я уж как-нибудь
сама дойду».
И он уходит.
Идет вдоль барок
над вешней Волгой,
и, вслед грустя,
его тихонечко крестит баба,
как бы крестила свое дитя.
Он долго бродит.
Вокруг все пасмурней.
Охранка —
белкою в колесе.
Но как ей вынюхать,
кто опаснейший,
когда опасны
в России все!
Охранка, бедная,
послушай, милая,—
всегда опасней,
пожалуй, тот,
кто остановится,
кто просто мимо
чужой растоптанности не пройдет.
А Волга мечется,
хрипя,
постанывая.
Березки светятся
над ней во мгле,
как свечки робкие,
землей поставленные
за настрадавшихся на земле.

Ярмарка!
В России ярмарка.
Торгуют совестью,
стыдом,
людьми,
суют стекляшки,
как будто яхонты,
и зазывают на все лады.
Тебя, Россия,
вконец растрачивали
и околпачивали в кабаках,
но те, кто врали и одурачивали,
еще останутся в дураках!
Тебя, Россия,
вконец опутывали,
но не для рабства ты родилась —
Россию Разина,
Россию Пушкина,
Россию Герцена
не втопчут в грязь!
Нет,
ты, Россия,
не баба пьяная!
Тебе великая дана судьба,
и если даже ты стонешь,
падая,
то поднимаешь сама себя!

Ярмарка!
В России ярмарка.
В России рай,
а слез — по край.
Но будет мальчик —
он снова явится
и скажет праведное:
«Вставай!»

Анализ стихотворения «Ярмарка в Симбирске» Евтушенко

Стихи «Ярмарка в Симбирске» Евгения Евтушенко – колоритная зарисовка времен Российской империи.

Стихотворение датируется 1964 годом. К этому времени поэт – один из лидеров движения шестидесятников в советском искусстве. Он также является выездным, а потому посетил изрядное количество стран с творческими вечерами. Его книги переводятся на иностранные языки, выпускается кинофильм по его сценарию. Впрочем, еще недавно он был в опале у властей, правда, не очень продолжительной. По жанру – гражданская лирика. Рифмовка в стихе такая же разудалая, как и он сам: парная чередуется со сплошной и перекрестной. Ритм и интонация песенные, народные, с фольклорным размахом. Есть и нотка городского романса, и кабацкой песни. Крик зазывалы открывает стих. Лексика сочная, поэт лубочно воспроизводит атмосферу начала XX века в царской России. Торговля идет бойкая, причем, товаром явно не для бедного кармана. Загадочная «селедочка» пристава – шашка, которой он по долгу службы вооружен. «Икорный бог»: коммерсант, разбогатевший на поставках икры. Перед таким уважаемым человеком расступается народ. Наконец, поэт подводит читателя к рядам для тех, кто попроще. Там предлагают «протухшее мясо» и «прокисший квас». А вот Салиас – это всего лишь плодовитый романист начала века.

Наконец, появляется аллегория самой России – пьяная баба, прожившая всю жизнь в нужде и слезах. Ее песня незамысловата, и напоминала бы частушку – если бы не горькая концовка каждого куплета. Баба оказалась лишней на этом празднике жизни. Поэт противопоставляет ей царя и его министров. Он рисует их совершенно потерявшими связь с реальностью. Все брезгливо обходят горемычную бабу, у каждого в этой жизни свой интерес. Осуждение и болтовня – все, чего она удостаивается. «Гимназист из Симбирска», однако, подает ей руку. Ее позор отбрасывает тень и на него, но юноша этим не смущается. Невольно приходит на ум Володя Ульянов, впрочем, в данном контексте это может быть и собирательный образ. Не проходить «мимо чужой растоптанности» – один из главных посылов стиха. Дальше нарастает гневный пафос. Поэт клеймит проклятый царский режим. «Вставай!» — отсылка к близящейся революции. Идиома: держи карман. Топонимы: Симбирск, Гамбург, названия рек. Звукопись. Эпитеты: слезная река, подлая жизнь. Забавные олицетворения: шарманки шамкают, шали шаркают. Устаревшие слова: воздушны, ежли. Россыпь уменьшительных суффиксов с ироническим оттенком: перчаточка, цыпочкой. Впрочем, есть и увеличительный: опаснейший. Сравнение: как свечки. Повторы. Обращения (например, к охранке).

В «Ярмарке в Симбирске» поэт излагает свой взгляд на историю страны, ее судьбу и будущее.

Оцените статью
Добавить комментарий