Ей было двенадцать, тринадцать — ему.
Им бы дружить всегда.
Но люди понять не могли: почему
Такая у них вражда?!
Он звал ее Бомбою и весной
Обстреливал снегом талым.
Она в ответ его Сатаной,
Скелетом и Зубоскалом.
Когда он стекло мячом разбивал,
Она его уличала.
А он ей на косы жуков сажал,
Совал ей лягушек и хохотал,
Когда она верещала.
Ей было пятнадцать, шестнадцать — ему,
Но он не менялся никак.
И все уже знали давно, почему
Он ей не сосед, а враг.
Он Бомбой ее по-прежнему звал,
Вгонял насмешками в дрожь.
И только снегом уже не швырял
И диких не корчил рож.
Выйдет порой из подъезда она,
Привычно глянет на крышу,
Где свист, где турманов кружит волна,
И даже сморщится:- У, Сатана!
Как я тебя ненавижу!
А если праздник приходит в дом,
Она нет-нет и шепнет за столом:
— Ах, как это славно, право, что он
К нам в гости не приглашен!
И мама, ставя на стол пироги,
Скажет дочке своей:
— Конечно! Ведь мы приглашаем друзей,
Зачем нам твои враги?!
Ей девятнадцать. Двадцать — ему.
Они студенты уже.
Но тот же холод на их этаже,
Недругам мир ни к чему.
Теперь он Бомбой ее не звал,
Не корчил, как в детстве, рожи,
А тетей Химией величал,
И тетей Колбою тоже.
Она же, гневом своим полна,
Привычкам не изменяла:
И так же сердилась:- У, Сатана! —
И так же его презирала.
Был вечер, и пахло в садах весной.
Дрожала звезда, мигая…
Шел паренек с девчонкой одной,
Домой ее провожая.
Он не был с ней даже знаком почти,
Просто шумел карнавал,
Просто было им по пути,
Девчонка боялась домой идти,
И он ее провожал.
Потом, когда в полночь взошла луна,
Свистя, возвращался назад.
И вдруг возле дома:- Стой, Сатана!
Стой, тебе говорят!
Все ясно, все ясно! Так вот ты какой?
Значит, встречаешься с ней?!
С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной!
Не смей! Ты слышишь? Не смей!
Даже не спрашивай почему! —
Сердито шагнула ближе
И вдруг, заплакав, прижалась к нему:
— Мой! Не отдам, не отдам никому!
Как я тебя ненавижу!
Анализ стихотворения «Сатана» Асадова
Стихи «Сатана» Эдуарда Аркадьевича Асадова – своеобразная повесть о неожиданных путях любви.
Стихотворение относится к зрелой лирике поэта. Он давно уже признанный автор, в его литературном багаже множество изданных сборников, поэтические вечера проходят с неизменным аншлагом (в них также участвует его спутница жизни, артистка Г. Разумовская). В жанровом отношении – типичная для творчества Э. Асадова современная баллада о любви, с преимущественно перекрестной рифмовкой (есть также подобие охватной), 16 строф. Лирических героев – два: Бомба и Зубоскал. Поэт не сообщает их настоящие имена, а сразу вводит читателя в круг нехитрых событий как свидетелей. Итак, классе в шестом-седьмом герой забрасывал девчонку снежками и нещадно дразнил. Вообще, был взаправдашним хулиганом, даже окна мячом разбивал. Такого разгильдяйства героиня не терпела и всегда выводила героя на чистую воду, под общественное осуждение. В ответ, конечно, он мог только майских жуков сажать ей на косы, ну и еще лягушек в портфель. Прошло несколько лет – и такой прогресс: он больше Бомбу снегом не обстреливает. Впрочем, он все такой же невыносимый. «Привычно глянет на крышу»: вовсе не для того, чтобы Скелета увидеть. И даже не его турманов (голубей). Так, просто, в ожидании очередной пакости. «Ненавижу!» И хорошо, что он никогда не был на ее дне рождения, без него веселей. Даже маме невдомек, отчего дочь в свой праздник вдруг вспоминает о несносном соседе. Студенческие годы, кажется, еще больше отдалили их друг от друга. Что ж, так бывает с людьми, у которых нет ничего общего. Впрочем, парень не унимается, зовет ее тетей Химией. Откуда-то узнал, что она интересуется химией. Но одна весна все изменила вмиг. Нахал поздним вечером провожал девушку. Они были едва знакомы, но она трусила идти домой одна, и он решил побыть джентльменом. Оказывается, в этот полуночный час тете Колбе отчего-то не спалось. Вполне возможно, она кого-то поджидала. «Стой, Сатана!» Грозный окрик не оставлял никаких сомнений: сейчас последует взбучка. Но за что? А дальше взволнованный гневный шепот: так вот ты какой? Не смей! Воспитанная героиня вдруг называет мнимую соперницу обидными прозвищами: фитюлька, пустая, дрянная. Ошеломленный парень в этот весенний вечер неожиданно получает сердце строптивой девушки. Уже растеряв остатки гордости, она пытается выговорить «ненавижу», но слезы выдают ее с головой. Град восклицаний и вопросов, прямая речь, просторечная, местами бранная, лексика, повторы (ясно), числительные, инверсия (дрожала звезда), парентеза (обращения и вводные слова).
В стихотворении «Сатана» Э. Асадов вновь обращается к теме чувств, победе любви над гордостью.