Проект был сложным. Он не удавался.
И архитектор с напряженным лбом
Считал, курил, вздыхал и чертыхался,
Склонясь над непокорным чертежом.
Но в дверь вдруг постучали. И соседка,
Студентка, что за стенкою жила,
Алея ярче, чем ее жакетка,
Сказала быстро: «Здрасьте». И вошла.
Вздохнула, села в кресло, помолчала,
Потом сказала, щурясь от огня:
— Вы старше, вы поопытней меня…
Я за советом… Я к вам прямо с бала…
У нас был вечер песни и весны,
И два студента в этой пестрой вьюге,
Не ведая, конечно, друг о друге,
Сказали мне о том, что влюблены.
Но для чужой души рентгена нет,
Я очень вашим мненьем дорожу.
Кому мне верить? Дайте мне совет.
Сейчас я вам о каждом расскажу.
Но, видно, он не принял разговора:
Отбросил циркуль, опрокинул тушь
И, глядя ей в наивные озера,
Сказал сердито:- Ерунда и чушь!
Мы не на рынке и не в магазине!
Совет вам нужен? Вот вам мой совет:
Обоим завтра отвечайте «нет!»,
Затем, что чувства нет здесь и в помине!
А вот когда полюбите всерьёз,
Поймете сами, если час пробьёт.
Душа ответит на любой вопрос.
А он все сам заметит и поймёт!
Окончив речь уверенно и веско,
Он был немало удивлен, когда
Она, вскочив вдруг, выпалила резко:
— Все сам заметит? Чушь и ерунда!
Слегка оторопев от этих слов,
Он повернулся было для отпора,
Но встретил не наивные озера,
А пару злых, отточенных клинков.
— Он сам поймет? Вы так сейчас сказали?
А если у него судачья кровь?
А если там, где у людей любовь,
Здесь лишь проекты, балки и детали?
Он все поймет? А если он плевал,
Что в чьем-то сердце то огонь, то дрожь?
А если он не человек — чертеж?!
Сухой пунктир! Бездушный интеграл?!
На миг он замер, к полу пригвожден,
Затем, потупясь, вспыхнул почему-то.
Она же, всхлипнув, повернулась круто
И, хлопнув дверью, выбежала вон.
Весенний ветер в форточку ворвался
Гудел, кружил, бумагами шуршал…
А у стола «бездушный интеграл»,
Закрыв глаза, счастливо улыбался…
Анализ стихотворения «Гостья» Асадова
Произведение «Гостья» Эдуарда Аркадьевича Асадова – один разговор по душам с неожиданной кульминацией и развязкой.
Стихотворение датируется 1964 годом. Поэту исполнился 41 год, его творчество находит отклик в миллионах сердец большой советской страны, книги регулярно публикуются, на литературных вечерах, где он выступает вместе с Г. Разумовской (мастером художественного слова) в залах нет свободных мест. В этот же год, весной, он впервые приглашен в составе писательского десанта на годовщину освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Ведь именно в ходе боев за Севастополь Э. Асадов был тяжело ранен, потерял зрение. В жанровом отношении – сюжетная любовная лирика, рифмовка перекрестная и опоясывающая, 14 строф. Начинается стихотворение с обманчиво производственной темы: молодой импозантный архитектор бьется над чертежом. Облако дыма стоит в комнате (кстати, сам Э. Асадов курить бросил примерно в 50 лет по настоянию врачей). Внезапно события принимают неожиданный оборот. В гости заглядывает студентка. Хоть архитектор и увлечен новым проектом, но соседку сразу узнал. Оказывается, ей понадобился мудрый совет. В течение одного праздничного вечера девушке дважды признались в любви. Она боялась ошибиться в выборе: «кому мне верить?» Героиня уже было собралась подробно описать каждого претендента на ее сердце, со всеми плюсами и минусами, но герой не захотел ее выслушать. Хоть он и был отчаянный реалист, однако отреагировал как завзятый романтик: «мы не рынке и не в магазине!» Как говорится, чувствами не торгуют, их не взвешивают на весах. Настоящее чувство ни с чем не спутаешь. Более того, ее избранник сам почувствует даже невысказанный ответ. Однако героиня отчего-то взрывается: а если он человек – чертеж?! Дальше следуют не менее комичные и чуть-чуть обидные эпитеты, сопоставив которые архитектор с изумлением узнает собственный словесный портрет. Наконец-то и в его квартиру ворвался «весенний ветер». Кажется, эта история будет иметь продолжение. Девушка оказалась решительней незадачливого резонера с «судачьей кровью» (то есть, рыбьей, холодной. Это метафора). Эпитеты: чужой души, наивные озера (еще и метафора). Лексика живая, колоритная. Идиома: нет в помине, час пробьет. Сравнение: пара злых клинков. Эмоциональная эпифора: чушь и ерунда. Амплификация в финале. Прозаизмы: рентген, балки. Перифраз: бездушный интеграл. Глагольность, динамичность, экспрессия.
В основе «Гостьи» Э. Асадова – романтическая история любви со счастливым концом.