Концерт. На знаменитую артистку,
Что шла со сцены в славе и цветах,
Смотрела робко девушка-хористка
С безмолвным восхищением в глазах.
Актриса ей казалась неземною
С ее походкой, голосом, лицом.
Не человеком — высшим божеством,
На землю к людям посланным судьбою.
Шло «божество» вдоль узких коридоров,
Меж тихих костюмеров и гримеров,
И шлейф оваций гулкий, как прибой,
Незримо волочило за собой.
И девушка вздохнула:- В самом деле,
Какое счастье так блистать и петь!
Прожить вот так хотя бы две недели,
И, кажется, не жаль и умереть!
А «божество» в тот вешний поздний вечер
В большой квартире с бронзой и коврами
Сидело у трюмо, сутуля плечи
И глядя вдаль усталыми глазами.
Отшпилив, косу в ящик положила,
Сняла румянец ватой не спеша,
Помаду стерла, серьги отцепила
И грустно улыбнулась:- Хороша…
Куда девались искорки во взоре?
Поблекший рот и ниточки седин…
И это все, как строчки в приговоре,
Подчеркнуто бороздками морщин…
Да, ей даны восторги, крики «бис»,
Цветы, статьи «Любимая артистка!»,
Но вспомнилась вдруг девушка-хористка,
Что встретилась ей в сумраке кулис.
Вся тоненькая, стройная такая,
Две ямки на пылающих щеках,
Два пламени в восторженных глазах
И, как весенний ветер, молодая…
Наивная, о, как она смотрела!
Завидуя… Уж это ли секрет?!
В свои семнадцать или двадцать лет
Не зная даже, чем сама владела.
Ведь ей дано по лестнице сейчас
Сбежать стрелою в сарафане ярком,
Увидеть свет таких же юных глаз
И вместе мчаться по дорожкам парка…
Ведь ей дано открыть мильон чудес,
В бассейн метнуться бронзовой ракетой,
Дано краснеть от первого букета,
Читать стихи с любимым до рассвета,
Смеясь, бежать под ливнем через лес…
Она к окну устало подошла,
Прислушалась к журчанию капели.
За то, чтоб так прожить хоть две недели,
Она бы все, не дрогнув, отдала!
Анализ стихотворения «Артистка» Асадова
Своей «Артисткой» Эдуард Асадов убеждает юных не торопить время, радоваться жизни, копить не деньги, а впечатления.
Стихотворение относится примерно к 1981 году. Автор давно знаменит, книги его в домашних библиотеках по всей стране, в эти годы на его встречах-концертах выстраиваются очереди за автографом. Сюжеты стихотворений Асадов брал из жизни, своей или своих читателей, писавших любимому поэту письма. Его стихи – чья-то история, судьба. Поэт напоминает, что время, молодость, жизнь быстротечны и неповторимы. Здесь две героини. Построен стих на противопоставлении. Интонация назидательная, поучительная.
Поэт описывает юную восторженную хористку, поклонницу прославленной певицы. Она, «наивная», готова, как бывает только в молодости, жизнь отдать за пару недель славы и обожания. А старая заслуженная артистка, «уставшая от лжи и пудры» («Палестинское танго» Вертинского), готова все отдать за пару недель весны, молодости, любви, простых радостей, «мильона чудес», что есть у девушки и чего она сейчас не ценит. Впрочем, это несовпадение – извечная история. В итоге обе героини несчастливы.
Неслучайно весна – время событий в стихе. Артистка чувствует себя чужой весне. Поэт нарочно величает «божество» местоимением «оно». У певицы есть слава и деньги, но она одинока и красота ее поддельна. Она пожертвовала всем. А теперь даже талант не утешает. Среди выразительных средств в стихе есть внутренний монолог со множеством восклицаний, вопросов, умолчаний. Прием грустной иронии. Ряд отрицаний, в том числе, в приставках слов (незримо, безмолвным, неземною, не жаль, не дрогнув), эпитеты (сарафане ярком, тихих костюмеров, безмолвным восхищением), сравнения (как строчки, как весенний ветер, как прибой), фразеологизм (бежать стрелою), метафора (два пламени в глазах), словечки с уменьшительным суффиксом (ниточки, искорки).