В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.
Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся и снова
Меняем позы и места.
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.
С намеренным однообразьем,
Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава.
Мы делим отдых краснолесья,
Под копошенье мураша
Сосновою снотворной смесью
Лимона с ладаном дыша.
И так неистовы на синем
Разбеги огненных стволов,
И мы так долго рук не вынем
Из-под заломленных голов,
И столько широты во взоре,
И так покорны все извне,
Что где-то за стволами море
Мерещится все время мне.
Там волны выше этих веток
И, сваливаясь с валуна,
Обрушивают град креветок
Со взбаламученного дна.
А вечерами за буксиром
На пробках тянется заря
И отливает рыбьим жиром
И мглистой дымкой янтаря.
Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магией пены
И черной магией воды.
А волны все шумней и выше,
И публика на поплавке
Толпится у столба с афишей,
Неразличимой вдалеке.
Анализ стихотворения «Сосны» Пастернака
Борис Пастернак уже признавался своим читателям в любви к природе и одиноким прогулкам по тихим лесам и паркам. Помимо «Сосен», этому посвящены и другие произведения поэта: «Охранная грамота», «Урал впервые». Автор всегда очень трепетно относился к деревьям, разговаривал с ними, чувствовал, что они отвечают ему.
В стихотворении «Сосны» в тесном переплетении находятся мысли главного героя и красота окружающего леса. Стих был написан в 1941 году, это были страшные времена немецко-фашистского захвата, вокруг царило насилие, боль и ужасы войны. Умиротворенная красота природы противопоставляется всему, что творилось в реальности. Именно в лесу, герои укрылись от проблем и нашли исцеление души в «траве, меж диких бальзаминов, ромашек и лесных купав». Они верят, что также бессмертны, как величавые сосны, окружающие их. Даже размеренность слога настраивает читателя на волну умиротворения и спокойствия. Так автор позволяет отвлечься от проблем и забыться хоть на мгновение.
Вдохновение пришло к Борису в его любимом Переделкино. До этого был длительный период без стихов, поэт занимался исключительно переводами. Красота местной природы помогла преодолеть творческий кризис и вновь взяться за перо.
В «Соснах» раскрыта тема не только прекрасного леса, но и не менее завораживающего моря. Появляется красочное описание. как волна поднимается с самого дна и накрывает величественные деревья, засыпает их бесчисленным множеством ракушек. Это еще один прием, способствующий уходу от негативных мыслей. Завершается произведение описанием вечерней красоты природы. Подобно морю, тьма накрывает все вокруг, скрывая под своим пологом. Наступает чарующее время суток, которое скрадывает все следы. Теперь уже и не понять было ли все происходящее с героями на самом деле, или им это почудилось.
Борис Пастернак был очень дружен с Мариной Цветаевой. По ее воспоминаниям, ему гораздо лучше удавались сцены природы, нежели остальные сюжеты. Она даже сравнивала его с деревом, ведь о чем бы не была его мысль, она все равно возвращалась в свое лоно – к природе. Поэт очень трепетно одушевляет природу, передавая ее элементам частичку своей души и сознания. По его мнению, деревья – это святые, спасающие человечество от болезней, невзгод и смерти. Это связь лишь усиливается по мере развития творчества Пастернака.
«Сосны» – произведение гениальное и, в тоже время, простое. Все используемые фразы и слова максимально просты и не вычурны. Их так мастерски использует автор, что они передают все изящество и тонкую красоту окружающего мира. Получается произведение на все времена, вечное.