Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.
Ты — душная, как май, Ямская,
Шевардина ночной редут,
Где тучи стоны испускают
И врозь по роспуске идут.
И в рельсовом витье двояся,—
Предместье, а не перепев,—
Ползут с вокзалов восвояси
Не с песней, а оторопев.
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари,
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Поэзия, когда под краном
Пустой, как цинк ведра, трюизм,
То и тогда струя сохранна,
Тетрадь подставлена,— струись!
Анализ стихотворения «Поэзия» Пастернака
В «Поэзии» Борис Леонидович Пастернак приоткрывает завесу тайны над своей творческой лабораторией.
Произведение написано в 1922 году. Автору его в эту пору 32 года, он издает свою знаменитую книгу «Сестра моя – жизнь», вступает в брак с Е. Лурье, вместе они навещают его родителей и сестер в Берлине. Сам он уехать из советской России не пожелал. По жанру – посвящение, признание, вызов, ода. Рифмовка, в целом, перекрестная (в первой строфе еще и подобие охватной), 5 строф. Лирический герой сводит счеты со слащавым представлением о поэзии. Он призывает ее саму в свидетели, секунданты. «Буду клясться»: как чем-то священным для себя. «Тобой и кончу»: выражение преданности искусству до смерти. «Сладкогласец»: неологизм на основе устаревшего слова. Стихи – не просто чарующая мелодия, в припевах и куплетах. «С местом в третьем классе»: имеется в виду поезд. Билет в вагон такого типа стоил дешевле и был по карману самому разночинному народу – от крестьянина до сельского священника или учителя. Здесь подчеркивается коренная связь настоящей лирики не с эмпиреями, а с жизнью. Завершает первую строфу каламбур («пригород-припев»). Затем автор сравнивает стихию стихов с оживленной улицей. Уже дважды он упоминает время года – зной, пыль, гвалт («ты – лето», «ты – май»).
Бой за Шевардинский редут относится к Отечественной войне 1812 года. Тогда выигранное время позволило русской армии закончить подготовку оборонительных укреплений перед Бородинским сражением. «Ночной»: собственно, натиски французов происходили ночью. В третьей строфе – вновь игра слов, каламбур, где «предместье» мощно теснит абстрактность «перепева». Поэзия – не лишь эстетическое понятие. Просторечное «ползут» Б. Пастернак употребляет чуть ли не с насмешкой, доказывая полнокровность поэзии, ее способность расти из того самого «сора», о котором позднее напишет А. Ахматова в «Тайнах ремесла». В предпоследней строфе возникает образ ливня с отростками, как у живого существа (скажем, осьминога). Он подвержен тому же невидимому вихрю музыки, что и всякая подлинная поэзия. Многочасовой дождь, то усиливаясь, то почти пропадая, гипнотизирует ритмом и шумом. «Акростих»: произведение, где из начальных букв строк складывается слово или имя. В финале еще одно насмешливое замечание, обращенное, в том числе, и к самому себе: «когда под краном трюизм» (штамп, общее место). То есть, поэт чуть промахнулся с вдохновением и выдал банальность. Но и в этом случае, пусть из водопровода, а не из Кастальского ключа, бьет живая струя поэзии. Остается только подставить тетрадь, чтобы живая вода стала словом. Ряд выразительных тире (в том числе, анафор), повторы («долго»), эпитет («душная Ямская»), метафоричность («тучи стоны испускают», «отростки ливня»), град оригинальных рифм и сравнений («как май», как цинк»), необычный синтаксис, ряд отрицаний, восклицание в финале.
Произведение «Поэзия» Б. Пастернака – манифест современной поэзии, ее нерасторжимой связи с жизнью.