Ворота с полукруглой аркой.
Холмы, луга, леса, овсы.
В ограде — мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.
Там липы в несколько обхватов
Справляют в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой двухсотлетний юбилей.
Они смыкают сверху своды.
Внизу — лужайка и цветник,
Который правильные ходы
Пересекают напрямик.
Под липами, как в подземельи,
Ни светлой точки на песке,
И лишь отверстием туннеля
Светлеет выход вдалеке.
Но вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.
Гуляющие в летних шляпах
Вдыхают, кто бы ни прошел,
Непостижимый этот запах,
Доступный пониманью пчел.
Он составляет в эти миги,
Когда он за сердце берет,
Предмет и содержанье книги,
А парк и клумбы — переплет.
На старом дереве громоздком,
Завешивая сверху дом,
Горят, закапанные воском,
Цветы, зажженные дождем.
Анализ стихотворения «Липовая аллея» Пастернака
Стихотворение относится к лету 1957 году. Еще весной его автор тяжко заболел. И лето проводил в санатории «Узкое», созданном в бывшем имении Трубецких, которых Пастернак знал до революции. С ним рядом была верная и самоотверженная Ольга Ивинская, его последняя любовь и помощница. Над писателем сгущаются тучи из-за крамольного, на взгляд советской власти, романа «Доктор Живаго». А пока они с Ольгой гуляют по старинному парку, мечтают о поездке в Петергоф, и любуются природой. Чудесную метафору о цветах «в воске» он услышал от Ольги. По жанру – пейзажная лирика. Лирический герой сам автор. Настроение стиха умиротворенное, гармоничное, спокойное. В нем есть воздух, ощущение пространства, звуки, запахи. Пейзаж в нем чисто русский («холмы, луга, леса, овсы»), и вневременной. Липам аллеи 200 лет, многое и многих они повидали на веку. Стоят липы и сейчас. И санаторий в усадьбе все еще существует. Строфы описательны, детальны, зримы, с типичными для Пастернака конструкциями: «…который правильные ходы пересекают напрямик».
«Непостижимый» для людей сладкий аромат липового цвета «доступен пониманью пчел». Он, поэт, не в силах передать его словами. Пастернак не стремится к гладкой речи, высокопарности, тем больше впечатления от строчек «в эти миги, когда он за сердце берет». А сердце у поэта истерзанное, тоже больное. Пять лет назад он перенес тяжелейший инфаркт. Развернутая метафора, где аромат, творение природы, сравнивается с прекрасной книгой, творением рук человеческих. Образ «туннеля», выхода из аллеи, мрака, тупика. Поэт много раз подчеркивает, что все кругом «старо», вечно. Потому так органичны цветы в образе свечей. В стихе есть и люди («гуляющие», пациенты). Их тоже пьянит аромат лип. Среди выразительных средств в стихе есть россыпь эпитетов, в том числе, с с отрицанием в приставках слов (непостижимый, неотразимый, громоздком), сравнение (как в подземельи), метафоры (парк и клумбы – переплет, горят цветы, зажженные дождем), олицетворение (липы справляют юбилей), перечисления, повторы, звукопись. Рифмовка строк перекрестная, лексика и возвышенная, и просторечная, есть в ней и прозаизмы (отверстие, предмет и содержанье, туннель). В своей «Липовой аллее» больной немолодой поэт восхищается исцеляющей красотой природы, размышляет о времени и творчестве.