По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Странно вспомнить: душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду.
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.
Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово «уйди».
2
…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
3
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Анализ стихотворения «В царском селе» Ахматовой
Произведение «В Царском селе» Анны Андреевны Ахматовой впервые было представлено читающей публике на страницах сборника «Вечер».
Стихотворение написано в 1911 году. В эту пору поэтессе 22 года, она еще только готовится дебютировать в отечественной поэзии, муж, Н. Гумилев, всячески поддерживает ее в этом направлении. В этот же период она путешествует по Европе. Жанр элегический, размер у каждой части свой, тут и трехсложник, дольник, и ямб. Рифмовка перекрестная. Пушкинская тема сопровождала поэтессу всю жизнь. Она одинаково охотно углублялась в тайны его личности и творчества. Золотой век русской литературы для А. Ахматовой – и источник вдохновения, и путеводная звезда, и образец. Царское Село неразрывно связано с памятью о А. Пушкине и собственном детстве. После свадьбы молодая семья обосновалась там же, довелось поэтессе побывать в нем и в более поздние годы. Царскосельская тема – одна из самых важных в ее лирике. Первую часть открывает описание «лошадок», которых проводят по аллеям. В строчках явно слышна намеренная звукопись, подчеркивающая минорное настроение героини. «Город загадок» сулил многое, в еще большем разочаровал, однако она все же любит его. Как друг какаду (сравнение): здесь и насмешка над собой, умеющей дружить лишь с прирученной птицей, а не людьми, и более зрелые чувства, в свете которых былые порывы смешны. Предсмертный бред, тоска души: странно вспомнить. «Час пред закатом»: когда тьма спускается на город, и человек остается наедине со своими мыслями и бессонницей. «Ветер с моря»: символ утраченной вольности, чистоты, естественности. Море поэтесса особенно любила. «Уйди»: здесь уже отзвук семейных отношений. Вторая часть посвящена брошенной мраморной статуе, чье таинственное спокойствие манит ее: я тоже мраморною стану. Наконец, третья часть о лицеисте А. Пушкине. Несколько примет, шагов, вздохов – и вот уже перед читателем встает образ «смуглого отрока». Парни – французский поэт. Треуголка – деталь форменной одежды учеников. Эпитеты: растрепанный, холодный, поверженный. Метафора: шорохам зеленым. Ассонанс: столетие мы лелеем. На этих тропинках она одна, но рядом незримо встают спутники: любимый человек, любимый поэт. Пейзаж изображен классический, петербургский.
Царскосельский цикл А. Ахматовой – цельное произведение, передающее аромат и тени двух веков. Вечные чувства прошлого оживают в настоящем.