Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Анализ стихотворения «Бьётся в тесной печурке огонь» Суркова
Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь» Алексея Александровича Суркова стало настоящей народной песней времен Великой Отечественной войны.
Стихотворение написано в 1941 году. Его автору в эту пору исполнилось 42 года, он уже был известным автором нескольких сборников, редактором «Нового мира». На фронт его не призывали, однако он сам вызвался трудиться военным корреспондентом. Первой читательницей этого стихотворения была жена поэта Софья Кревс. Он послал эти строки ей в письме. Они вылились из его сердца после ноябрьского боя на подступах к столице. А. Сурков находился на позициях, когда полк был атакован противником. Под минометным огнем солдаты выходили к своим. Свои же первым делом изумились – как они смогли пройти невредимыми по заминированному полю. В это время его семья, супруга с детьми, находилась в эвакуации. «Землянка» быстро стала популярной среди солдат. Цензурные изменения, внесенные в предпоследнюю строфу, были ими с негодованием отвергнуты. По жанру – интимная лирика, по размеру – анапест с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой – сам автор. Интонация – главное богатство этой песни. Неподдельная, мужественная и вместе с тем нежная, подкупающая своей естественностью, она вызывала мгновенный отклик в сердцах ее слушавших. Первое четверостишие, при всей своей простоте, полно различными средствами выразительности. Здесь и две инверсии: бьется огонь, поет гармонь, и сравнение «как слеза», и такой уютный и понятный эпитет «в тесной». Наконец, уменьшительный суффикс в слове «печурка». Довершает картину гармонь – поистине народный инструмент, ставший метафорой голоса. А песня, конечно же, про «улыбку твою и глаза». Во всяком случае, так каждый думал, слушая песню. В минуту почти неотвратимой смерти «в белоснежных полях под Москвой» сама природа шепчет имя любимой как молитву. Инверсия «голос живой» подчеркивает близость гибели, разлуки. Повторы «далеко-далеко» и «снега и снега» словно из сказки или детского лексикона. Точное числительное «четыре шага» заставляет вздрогнуть даже самое притерпевшееся сердце. В финале герой просит гармонику петь и звать «заплутавшее счастье». Здесь чувствуется солдатская решимость победить, выстоять, вернуться. Последняя строка отсылает даже к церковной лексике, правда, чуть переиначенной: негасимой (то есть, неугасимой). Холодная землянка противопоставлена теплу любви.
Музыку на стихи А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь» сочинил композитор К. Листов.