Не стареет твоя красота,
Разгорается только сильней.
Пролетают неслышно над ней,
Словно легкие птицы, лета.
Не стареет твоя красота.
А роса ты на жесткой земле,
У людей, не в родимой семье,
На хлебах, на тычках, сирота.
Не стареет твоя красота,
И глаза не померкли от слез.
И копна темно-русых волос
У тебя тяжела и густа.
Все ты горькие муки прошла,
Все ты вынесла беды свои.
И живешь и поешь, весела
От большой, от хорошей любви.
На своих ты посмотришь ребят,
Радость матери нежной проста:
Все в тебя, все красавцы стоят,
Как один, как орехи с куста.
Честь великая рядом с тобой
В поле девушке стать молодой.
Всюду славят тебя неспроста, —
Не стареет твоя красота.
Ты идешь по земле молодой —
Зеленеет трава за тобой.
По полям, по дорогам идешь —
Расступается, кланяясь, рожь.
Молодая береза в лесу
Поднялась, и ровна и бела.
На твою она глядя красу,
Горделиво и вольно росла.
Не стареет твоя красота.
Слышно ль, женщины в поле поют, —
Голос памятный все узнают —
Без него будто песня не та.
Окна все пооткроют дома,
Стихнет листьев шумливая дрожь.
Ты поёшь! Потому так поёшь,
Что ты песня сама.
Анализ стихотворения «Не стареет твоя красота» Твардовского
Стихотворение написано в 1937 году. Посвящено матери поэта Марии Митрофановне. Она – жена кузнеца Трифона Гордеевича с хутора Загорье Смоленской области, труженица, добрая и любимая мама семерых детей. Статная, русая, голубоглазая. Пережившая вместе с мужем и детьми (кроме взрослого и жившего отдельно Александра) раскулачивание, ссылку. Земляк поэта, видевший ее в конце 1945 года, вспоминал Марию Митрофановну моложавой, с чертами былой красоты. Красивой была и ее душа, с любовью к семье, жизни, людям, труду.
Настроение стиха просветленное, растроганное, ласковое. Неотступным рефреном звучат слова: «Не стареет твоя красота». Поэт повествует о детстве, юности матери. «Сирота». С ранних лет в трудах. «Все вынесла беды». Дети – ее радость и гордость. Жизнелюбию они учились у матери. Молодая душой, и молодежь к ней тянется. Как в сказке, расступаются под ногами матери травы да цветы. Все заслушивались, когда она пела. «Ты песня сама»: любуется поэт матерью. И сам поет ей благодарную песнь. Как матери, женщине, человеку. Спустя годы, после смерти мамы, он вновь напишет о ней стихи.
Стихотворение народное по духу, как песня. И перекликается с некрасовскими строчками: «Тип величавой славянки возможно и ныне сыскать. Есть женщины в русских селеньях…» Ключевые образы в нем, кроме героини: поле, песня, береза, любовь. Среди выразительных средств в стихе есть эпитеты (горькие муки, хорошей любви, голос памятный, шумливая дрожь), сравнения (матери с песней, лета, словно легкие птицы, как один, как орехи с куста), олицетворения (кланяется рожь, береза, глядя на красу). Ряд повторов (молодая), восклицание, перечисления, анафора (все ты), смежная рифмовка строк, словесный портрет матери, цветопись (зеленый, белый цвета), благозвучие.