Мы на свете мало жили,
Показалось нам тогда,
Что на свете мы чужие,
Расстаемся навсегда.
Ты вернулась за вещами,
Ты спешила уходить.
И решила на прощанье
Только печку затопить.
Занялась огнем береста,
И защелкали дрова.
И сказала ты мне просто
Настоящие слова.
Знаем мы теперь с тобою,
Как любовь свою беречь.
Чуть увидим что такое —
Так сейчас же топим печь.
Анализ стихотворения «Мы на свете мало жили» Твардовского
Любовная лирика Александра Трифоновича Твардовского разрозненна и малоизвестна. К ней можно отнести трогательное произведение «Мы на свете мало жили», посвященное супруге поэта.
Стихотворение написано в 1938 году. Его автору в эту пору исполнилось 28 лет, он уже довольно известный автор, регулярно публикуется, получает высшее образование. Он женат на девушке, которую полюбил с первого взгляда. Оба они были очень молоды, но в будущее смотрели с оптимизмом и, невзирая на бытовую неустроенность, создали семью. Позднее родилась первая дочь. Название стихотворение мягко подчеркивает, что герои его были людьми с небольшим житейским опытом. Однако сердце научило их поступать друг с другом правильно. Собственно, этот семейный союз сохранился до самой смерти поэта. Эта любовь подтолкнула его в свое время плотнее заняться учебой, укрепила его в годы войны (а в 1941 году он во второй раз стал отцом), поддержала его в тяжелом творческом кризисе послевоенных лет, уберегла от нескольких сомнительных поступков. Впоследствии уже вдова поэта посвятила себя публикации его наследия. По жанру – любовная лирика, по размеру хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирических героев двое – он и она. В первом четверостишии герой с подкупающей простотой рассказывает о том, как он чуть было не расстался с героиней: показалось, мы чужие. Расходились по-деловому, почти, что называется, по-дружески, как цивилизованные люди. Героиня старательно переносила вещи, более того, решила даже «на прощанье» затопить печку. Привычное действие сразу напомнило ей, с какими чувствами она топила эту печь еще недавно. Все обиды показались вдруг пустяковыми. И пока горел огонь, началась исповедальная беседа двух любящих сердец. «Настоящие слова»: поэт старательно избегает красивостей, возвышенной лексики. Вновь возвращается местоимение «мы», но уже не в том значении, что в первом катрене: «знаем мы теперь с тобою». Безыскусно, почти по-детски, герой с едва заметной улыбкой объясняет: чуть увидим что такое (эта просторечное выражение – квинтэссенция большинства обид семейных пар в первые годы совместной жизни). А затем, разумеется, уже вдвоем тщательно топят печку, отогревая родную комнатку и сердца. Интонация стихотворения подчеркнуто будничная, но именно через такие незамысловатые строчки проглядывает подлинная нежность. Кульминационный момент стихотворения, третья строфа, сплошь пронизана тревожными инверсиями. Чувствуется, что поэт как бы дает совет всем читателям этих строк – беречь любовь.
А. Твардовский всю жизнь был счастливо женат, но почти никогда не рассказывал свою личную историю в стихах.