Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
Анализ стихотворения «Есть имена и есть такие даты» Твардовского
Александр Трифонович Твардовский – известный русский поэт. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след на судьбе автора и его творчестве. С 1941 года основной темой его творчества стала фронтовая тема, которая была очень дорога и близка Твардовскому. Автор был военным корреспондентом, наблюдал за многими кровопролитными сражениями. Поэтому поэт возвращался к этой теме не только в сердце и душе, но и в своё творчестве.
Александр Трифонович был вдохновлён образами своих товарищей, которые погибли на войне, защищая Родину. Он же вернулся с фронта живой и без единого ранения, за что он долго себя стыдил. Образы фронта и всего причастного к нему с годами не только не угасали в его творчестве, а становились ярче и реалистичнее.
Стихотворение «Есть имена, и есть такие даты» написано в 1966 году, оно приурочено к юбилею вторжения немцев в СССР. Есть события, которые невозможно вычеркнуть из истории и памяти, 22 июня 1941 года является такой датой. Именно в этот день были сброшены первые немецкие бомбы на советские города, началась страшная война. Твардовского печалил тот факт, что люди, благодаря которым многие остались живы, люди защитившие страну, уходят из жизни, унося с собой историю. По этой же причине Александр Трифонович считает, что имена двух вождей – Гитлера и Сталина навсегда останутся в истории.
Твардовский сердцем радел за свою Родину, в своих воспоминаниях и своём творчестве он постоянно возвращался к этой теме, прошлое не отпускало его. В своём стихотворении автор пишет по-настоящему проникновенные строки: «Мы в буднях перед вами виноваты, — не замолить по праздникам вины», автор считает, что невозможно жить с тем чувством и невозможно его изгнать, когда здоровый человек смотрит на калеку, вернувшегося с фронта, невозможно не испытывать чувство вины и стыда. Не возможно без слёз слушать рассказы детей войны о том, как они потеряли своих близких.
Твардовский жил со всеми этими чувствами всю свою жизнь. Он не побоялся взять для своего творчества такую страшную тему, он и не мог выбрать иную. Автор считал, что оправдать живущих ныне людей может только память о героях, благодаря которым они живы, благодаря которым кончилась война. И долг живущих ныне — это пройти свой путь с честью и достоинством, передать историю потомкам, с гордостью и чувством благодарности.