Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?»…
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!
Анализ стихотворения «Сапожник» Пушкина
Стихотворение «Сапожник» Александра Сергеевича Пушкина – отклик на пристрастную критику поэмы «Полтава».
Стихотворение написано во второй половине 1829 года. Незадолго до этого прошли два разбирательства по поводу крамолы в произведениях поэта, впрочем, с благополучным исходом для него. Тогда же он получил отказ на свое предложение руки и сердца Н. Гончаровой. Удрученный поэт едет в действующую армию. В тех краях он встретил сосланного друга-декабриста И. Пущина, у него же и прочел язвительную журнальную статью о своем творчестве. Поэма «Полтава» частью критиков и читающей публики была признана слабой, неудачной. Особенно постарался Н. Надеждин, с иронией утверждавший, что как раз сам А. Пушкин и потерпел поражение под Полтавой, создав это произведение. Он также присовокупил к статье строку из Горация, где советовал «не брать труд свыше сил». Поэт в долгу не остался, ответил притчей, которую, впрочем, долго не публиковал. Впоследствии он даже свел знакомство с Н. Надеждиным. По жанру – аллегория, эпиграмма, сатира, по размеру – пятистопный ямб с перекрестной рифмой в 1 строфе. Далее рифмовка смешанная. В основе сюжета – история из жизни легендарного древнегреческого художника по имени Апеллес, придворного живописца завоевателя Александра Македонского. Находчивость художника отражена в нескольких крылатых выражениях. Художник имел обыкновение выставлять на балконе свои картины, следя тайком за реакцией на них. Бывало, учитывал и дельные замечания. Однажды мимо проходил как раз сапожник, который обратил внимание на ошибку в изображении сандалии. Наутро тот же человек опять шел мимо и был польщен, заметив, что художник принял к сведению его слова и исправил недочет. И тут же решил покритиковать изображенную Апеллесом ногу персонажа. Художник не стерпел, выглянул и предостерег сапожника «судить выше сапога», то есть, вне своей компетенции. У А. Пушкина герой судит не только о ногах, но и обо всем туловище с лицом. Завязывается диалог. Вторая строфа – своеобразная мораль притчи. В ней слышен авторский голос. «Не ведаю, в каком он предмете был знатоком»: поэт описывает приятеля, но метит, разумеется, в ретивого критика Н. Надеждина, которого считает дилетантом. Инверсия: высматривал сапожник. Ироничное обращение: дружок. Лексика разговорная, есть бранное слово. Несколько многоточий, вопросов и восклицаний. Следует сказать, что в критика Н. Надеждина поэт выпустил несколько сатирических стрел, все они были со временем опубликованы.
Своего «Сапожника» А. Пушкин напечатал анонимно в журнале «Современник» в 1836 году.