Когда великое свершалось торжество
И в муках на кресте кончалось божество,
Тогда по сторонам животворяща древа
Мария-грешница и пресвятая дева
Стояли две жены,
В неизмеримую печаль погружены.
Но у подножия теперь креста честнаго,
Как будто у крыльца правителя градскаго,
Мы зрим поставленных на место жен святых
В ружье и кивере двух грозных часовых.
К чему, скажите мне, хранительная стража?
Или распятие казенная поклажа,
И вы боитеся воров или мышей?
Иль мните важности придать царю царей?
Иль покровительством спасаете могучим
Владыку, тернием венчанного колючим,
Христа, предавшего послушно плоть свою
Бичам мучителей, гвоздям и копию?
Иль опасаетесь, чтоб чернь не оскорбила
Того, чья казнь весь род Адамов искупила,
И, чтоб не потеснить гуляющих господ,
Пускать не велено сюда простой народ?
Анализ стихотворения «Мирская власть» Пушкина
Стихотворение «Мирская власть» — часть задуманного Александром Сергеевичем Пушкиным цикла. Оно создано по впечатлениям скорбных дней Великого поста, совпавших для него с днем смерти матери.
Стихотворение написано летом 1836 года. До смерти автора оставались считанные месяцы. Поэт в этот период живет на даче под Петербургом. А весной на Страстной седмице при смерти была его мать, скончавшаяся в самый день Пасхи. Видимо, именно тогда в Страстную пятницу 1836 года поэт приходил на богослужение в Казанский Собор. Там он увидел двух солдат, часовых, чьей задачей было поддерживать порядок в храме у святой Плащаницы (изображение Христа на полотне). По жанру – религиозная лирика, по размеру – шестистопный ямб со смежной, парной рифмой. Деления на строфы нет, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Композиция одночастная. Само название стихотворения требует пояснений. Герой имеет в виду вторжение светской власти в церковную сферу, духовную жизнь. Начинает поэт с пересказа евангельских событий: упоминает крест («Животворяща Древо»), распятие, Марию-грешницу (имеется в виду Мария Магдалина), Пресвятую Деву (Богоматерь). Затем он возвращается в реалии своего времени: «но у подножия теперь Креста Честнаго мы зрим двух часовых». Поэт возмущен и зло иронизирует: боитеся воров или мышей? А может «опасаетесь, чтоб чернь не оскорбила?» Или «пускать не велено сюда простой народ?».
Первое, что бросается в глаза – несомненная вера А. Пушкина. Без тени вольнодумства, философствования, выдумывания поправок и оговорок. Он верит просто, как всякий православный человек. То и дело среди строк мелькают прописные буквы: Царю Царей, Распятие, Того, Чья, плоть Свою. Вопросы поэта к властям города множатся к финалу. Вероятно, присутствие «в ружье и кивере» (с оружием и в воинском головном уборе) часовых в такой день в храме ему претит тем, что «забота мирской власти» бесцеремонно вторгается в пределы храма, где нет уже — как сказано в Библии – «ни раба, ни свободного». Нарочитое обеспечение общественного порядка в этот день печали, когда никому из верующих и в голову не придет его нарушить, задело сердце страдающего поэта. «Гуляющие господа» пусть не приходят, пусть к Плащанице идет «чернь», набожный люд. Повторы подчеркивают негодование поэта: иль мните, иль покровительством, иль опасаетесь. Эпитеты: могучим, грозных, неизмеримую. Инверсия: стояли жены, свершалось торжество.
Стихотворение А. Пушкина «Мирская власть» долгое время оставалось неизданным. Образец религиозной лирики, это произведение переносит читателя в дни Страстной седмицы 1836 года.