Твоё лицо мне так знакомо,
Как будто ты жила со мной.
В гостях, на улице и дома
Я вижу тонкий профиль твой.
Твои шаги звенят за мною,
Куда я ни войду, ты там,
Не ты ли легкою стопою
За мною ходишь по ночам?
Не ты ль проскальзываешь мимо,
Едва лишь в двери загляну,
Полувоздушна и незрима,
Подобна виденному сну?
Я часто думаю, не ты ли
Среди погоста, за гумном,
Сидела, молча на могиле
В платочке ситцевом своем?
Я приближался — ты сидела,
Я подошел — ты отошла,
Спустилась к речке и запела…
На голос твой колокола
Откликнулись вечерним звоном…
И плакал я, и робко ждал…
Но за вечерним перезвоном
Твой милый голос затихал…
Еще мгновенье — нет ответа,
Платок мелькает за рекой…
Но знаю горестно, что где-то
Еще увидимся с тобой.
Анализ стихотворения «Твое лицо мне так знакомо» Блока
На протяжении всего жизненного пути единственной и неповторимой Музой Блока была его супруга — Л. Менделеева. Их отношения всегда были очень сложными. Девушка не понимала мистически настроенного поэта и вышла за него скорее из жалости. Брак оказался несчастливым. Менделеева уходила от Блока, потом вновь возвращалась. Оба заводили многочисленные романы на стороне. Если цикл «Стихи о Прекрасной Даме» был полностью посвящен Менделеевой, то адресаты дальнейшей любовной лирики Блока до сих пор точно не установлены. В 1908 г. поэт написал стихотворение «Твое лицо мне так знакомо…», оставив после себя еще одну загадку.
Главная отличительная особенность произведения — его простота и искренность. Блок уже давно порвал с мистицизмом. Его стихи стали доступнее и душевнее.
Лирический герой обращается к неизвестной женщине, которая ему вроде бы знакома. Он постоянно ощущает ее присутствие, пытается разглядеть среди прохожих, слышит звук ее шагов, голоса. Наиболее точная характеристика самого Блока — «полувоздушна и незрима».
По одной версии это и есть Л. Менделеева. Блок заводил множество романов, но лишь для удовлетворения естественных потребностей. К супруге он с самого начала относился как к божеству. Даже по прошествии многих лет образ Прекрасной Дамы витал в его воображении. Л. Менделеева оказалась слишком «земной», но Блок все равно верил, что в ней живет Вечная Женственность, которая когда-нибудь проявится.
Есть мнение, что в образе незнакомки Блок изобразил смерть. Раннее увлечение мистицизмом не могло пройти даром. Поэт был очень нервным и впечатлительным человеком, находящем во всем тайные (чаще дурные) предзнаменования. Попытка самоубийства, кровавые события 1905 г. сильно повлияли на Блока. Он вполне мог бояться близкой смерти. Характерно, что в произведении незнакомка предстает перед лирическим героем сидящей на могиле, причем на ее голос «колокола откликнулись».
Самый главный вопрос Блок оставляет на финал. На протяжении всего произведения он обращался к неизвестной с положительными интонациями: «легкою стопою», «подобна… сну», «милый голос». Создается ощущение, что лирический герой жаждет наконец-то встретиться с ней («и плакал я, и робко ждал»). Но, предчувствуя неизбежную встречу, он говорит: «знаю горестно». Довольно-таки странной кажется горечь от столь ожидаемого события. Скорее всего, поэт действительно имеет в виду свою предполагаемую смерть, которая хоть и страшна для каждого человека, но избавляет от всех земных страданий.