Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.
Коля проснулся. Радостно вздохнул,
Голубому сну еще рад наяву.
Прокатился и замер стеклянный гул:
Звенящая дверь хлопнула внизу.
Прошли часы. Приходил человек
С оловянной бляхой на теплой шапке.
Стучал и дожидался у двери человек.
Никто не открыл. Играли в прятки.
Были веселые морозные Святки.
Прятали мамин красный платок.
В платке уходила она по утрам.
Сегодня оставила дома платок:
Дети прятали его по углам.
Подкрались сумерки. Детские тени
Запрыгали на стене при свете фонарей.
Кто-то шел по лестнице, считая ступени.
Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.
Дети прислушались. Отворили двери.
Толстая соседка принесла им щей.
Сказала: «Кушайте». Встала на колени
И, кланяясь, как мама, крестила детей.
Мамочке не больно, розовые детки.
Мамочка сама на рельсы легла.
Доброму человеку, толстой соседке,
Спасибо, спасибо. Мама не могла…
Мамочке хорошо. Мама умерла.
Анализ стихотворения «Из газет» Блока
Произведение «Из газет» Александр Александрович Блок разместил в своем цикле «Распутья».
Стихотворение создано в декабре 1903 года. В эту пору поэт молод, женился на девушке, с которой был знаком с детства, уже известен как автор «Стихов о Прекрасной Даме». Жанр – драма из жизни так называемых «маленьких людей». Размер – дольник. Рифма скачет, как учащенное сердцебиение, перекрестная сменяется холостой, затем вновь возвращается перекрестная. Структурно произведение состоит из 9 частей. Атмосфера безмятежности перед близящейся грозой. Такой прием мог быть знаком поэту из пьес М. Метерлинка, которого в те годы как раз начали переводить на русский язык. Жизнь уже никогда не будет прежней. Детский мир разбит.
Лирический герой меняется по ходу стихотворения. В первых строфах это взрослый, тот, кто читает заметку, представляет картину последнего дня. С 3 строфы он смотрит глазами ребенка на происходящее, причем, явно не старше лет пяти. Лексика становится другой, даже городовой с гербом и служебным номером на головном уборе описан («с оловянной бляхой на теплой шапке»), а не конкретно назван. Спустя несколько строк вновь возникает фигура взрослого. Наконец, идет прямая речь «толстой соседки», а затем и самих осиротевших ребятишек. Поэт сообщает имя одного из них – Коля. Спустя семь лет, видимо, под влиянием этого стихотворения А. Блока, напишет свое «Самоубийство» М. Цветаева. Отец в стихотворении не упоминается. Ушел ли он из семьи или умер – неизвестно. Видимо, женщина пыталась в одиночку обеспечить детей, но посчитала, что ничего из этого не вышло. Решилась оставить малышей на чужих людей, а возможно – на милость родственников. Подчеркнута религиозность матери. Она поручает своих детей Богу как заступнику сирых. Безусловно, А. Блоку был известен рассказ Ф. Достоевского «Кроткая», в основе которого опять-таки лежала газетная заметка о самоубийстве бедной швеи. Тема города, общества прорываются в его стихи после периода господства чистого символизма, да и само название стиха — прозаизм. Женский образ не абстрактен. Контрастная цветопись усиливает тревогу: «мамин красный платок» (цвет крови) противостоит «голубому» и «розовому». Тема сочувствия простого человека («соседка принесла щей», «крестила детей») к тем, кто еще более слаб, уязвим. «Розовые дети»: в переносном смысле – метафора чистоты, невинности, в прямом – описание внешнего вида детей (то есть, здоровые и веселые). Присоединительная конструкция: сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей. Инверсия: подкрались сумерки. Глагольность в сочетании со спецификой дольника теряет динамизм, все происходит, как во сне. Уменьшительные суффиксы: мамочке не больно. Страшный оксюморон в финале. Лирический герой откладывает газету в сторону.
В стихотворении «Из газет» А. Блок обращается к новым для себя как символиста темам, экспериментирует с формой.