Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Анализ стихотворения «В школу» Барто
Произведение «В школу» Агнии Львовны Барто – хрестоматийный рассказ о важнейшем событии в жизни целой семьи.
Стихотворение написано в 1940-е годы. Поэтессе в эту пору около 40 лет, годы Великой Отечественной войны она вместе с детьми провела в Свердловске. Там она познакомилась с П. Бажовым, устроилась на завод, старалась внести посильный вклад в журналистику. В тот же период она еще раз попробовала себя в качестве киносценариста для детского фильма «Слон и веревочка». В жанровом отношении – поэтический рассказ с толикой юмора, стихи хореические, рифмовка перекрестная сочетается с холостой, 8 строф. Лирический герой – первоклассник Петя. Точнее, будущий первоклассник, осталось ночь пережить. Поэтессе удается передать всю гамму чувств ребенка, предвкушающего новый, совсем взрослый, этап в своей жизни. Открывается стих сакраментальным вопросом. Да ведь герой «теперь не просто мальчик». Он же школьник. Вот и выглаженная форма на стуле, и новенький портфель. «Отложной воротничок»: детали тогдашней советской школьной формы. Петя пойдет в школу в ученической курточке с тем самым обязательным воротничком, фуражке с кокардой, с ремнем и пряжкой.
Поэзия А. Барто сопровождает ребенка с самого раннего возраста, забавляя и поучая его. Даже переступая порог школы, он не расстается с творчеством поэтессы. Лексика разговорная, близкая к детской речи («ужасно испугался»). С улыбкой автор описывает волнение Пети (кстати, имена – одна из важнейших черт поэзии А. Барто, возможность придать достоверность, узнаваемость ситуации). Незнакомая дотоле ответственность снедает первоклассника: «оделся в две минуты». Пожалуй, пройдет немного времени, и он не будет столь охотно вставать по утрам в школу. Глубокой ночью, с пеналом в портфеле (еще бы, ведь он такой красивый), Петя выскакивает в прихожую. Ему не нужны сопровождающие, и даже традиционный букет цветов. Хорошо, что у папы бессонница – он услышал шорох. Даже соседи невольно оказались причастны к завтрашнему событию. Тоже не спят, хотя в школу и не собираются. Рефрены, перечислительные градации подчеркивают ночной переполох. В эту ночь выспались только бабушка с дедушкой, однако и у них были тематические сны: ответы у доски. Опять-таки, невзначай показаны семейные связи, понятие дома. Композиция стиха кольцевая. Начало и финал повторяют друг друга. Прозаизм: электричество. Топоним: Москва-река (значит, дело происходит в столице). Числительные придают правдоподобия: две минуты, десять раз. Много звонких, простых, глагольных рифм. Анафора: даже.
Детство в стихах А. Барто не только советское. В главном – оно универсально. Свежесть восприятия мира, юмор, ненавязчивые нравственные уроки – основа нестареющей поэзии.