Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нем —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
Анализ стихотворения «Уехали» Барто
Стихотворение написано не позднее 1941 года. Поэтесса к этому времени уже живой классик советской детской литературы. Тема произведения: доброта, верность друзьям, забота о тех, кого приручили. В стихотворении речь идет об отдыхе ребят в пионерском лагере. Потому щенок «привык к яркому костру»: у костров ребята собирались вместе, чтобы обсудить дела отряда, или попрощаться с лагерем. «Труба зовет на сбор»: точнее, звал более простой музыкальный инструмент под названием горн. В те годы лагеря были только летними. Неудивительно, что в конце последней летней смены щенок остался один.
Приезжие дети нашли щенка, заботились о маленьком. «Кормили молоком»: в лагерях тех лет дети были на усиленном питании, чтобы поправлялись. «Ночью тайком бежали»: щенка приходилось прятать от вожатых. Ведь держать собак в лагере нельзя. «Босиком»: вообще, дети тех лет, в селе и на природе, бегали без обуви. «Пощупать нос»: если прохладный и мокрый, значит, щеночек здоров. «Учили»: мальчишки его дрессировали. «Расстроенный слегка, шагал на поводу»: то есть, на поводке. Щенок его не любил, так как привык прыгать и бегать вокруг. Щенок радовался, что у него столько хозяев. Он был нужен всем. И вдруг ребята уехали на грузовике (потом их стали увозить автобусами).
Щенок думал, что его бросили. И очень горевал. «Лежал пластом»: не шевелясь, вытянувшись. Но он ошибся! Дети вернулись, чтобы забрать любимого дружка с собой в город. А он их поначалу облаял, как верный сторож. А сколько было радости при встрече! В стихе много выразительных средств. Оно украшено вопросами, восклицаниями. В нем много глаголов: ведь герои бегают, играют. Сравнение: как взрослый пес. Фразеологизм: от души. Настроение стиха веселое. Это целая интересная, такая понятная всем детям, история дружбы со счастливым концом.