Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит…
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
Анализ стихотворения «Сонечка» Барто
В «Сонечке» Агнии Львовны Барто изображена маленькая ябеда, к финалу пожелавшая исправиться.
Стихотворение датируется 1955 годом. Поэтессе в эту пору исполнился 51 год, она лауреат государственных премий, автор множества популярных книг, нескольких киносценариев, неизменный представитель литературного десанта – в том числе, в зарубежные страны. Она также помогла встретиться разлученным войной матери и дочери (впоследствии из этого сюжета вырастет целая радиопередача «Найти человека»). В жанровом отношении – поэтический рассказ о девочке-ябеде. Рифмовка, как часто в стихах А. Барто, разнообразная: перекрестная, смежная и холостая, 5 строф (последняя – двустишие). Рифмы встречаются как открытые, так и закрытые. Названием стихотворения стало имя главной героини. Его уменьшительная форма – иронический момент, подчеркивающий характер и поведение девочки. Судя по всему, она ученица начальной школы. Известно и имя классной руководительницы: Ольга Николаевна. «Тронь ее нечаянно»: пожалуй, квинтэссенция стиха. Действительно, Сонечка чрезмерно чувствительно относится к собственной персоне. Ее обидчивость и готовность постоять за себя частенько приносят неприятности окружающим. Скорее всего, подружиться с ней тоже непросто, как и договориться. А. Барто известна своими сатирическим портретами, когда-то вызывавшими возмущение литературной критики, считавшей такой прием непедагогичным. Вот и в этом произведении она рисует образ и характер непривлекательный, но вполне себе поддающийся исправлению (что красноречиво продемонстрирует финал). Стихотворение построено на прямой речи, то и дело слышен капризный, плачущий голос Сонечки. Каждая мелочь для нее – повод кричать «караул!» Более того, даже в собственной неловкости («я укололась») она находит виноватых. «Я пожалуюсь на вас!»: похоже, Сонечку знает уже вся школа. Впрочем, дома дела обстоят не лучше. Оказывается, и там она ведет себя таким же образом. Смело критикует маму и ее методы лечения, например, головной боли (особенно воображаемой). Управу на ябеду нашли одноклассники: мы откроем счет. Было решено оценить масштабы жалоб Сонечки. Как и положено, с суммированием в конце года. Пристыженная девочка, не желая попасть в нелестную статистику (а еще наверняка – в герои сатирической школьной стенгазеты), прикусывает язык. Кажется, с этого момента ситуация начнет меняться и Соню будет не узнать. Инверсия (нарушение порядка слов): сговорились мальчики. Россыпь восклицаний, один – угрожающий разоблачением – риторический вопрос. Прозаизмы, перечисления, насмешливый уменьшительный суффикс в заключительной строфе: тихонечко.
Сатирические стихи – одна из самых характерных примет творческой манеры А. Барто.