Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Анализ стихотворения «Любочка» Барто
Произведение «Любочка» Агнии Львовны Барто – поучительный рассказ о вреде себялюбия.
Стихотворение датируется 1945 годом. Поэтессе исполнилось 39 лет, она автор популярных детских книг, сценарист, общественный деятель, замужем за ученым-энергетиком. В годы войны жила в Свердловске, ездила с агитбригадами, писала во фронтовых газетах, познакомилась с П. Бажовым. Свеженаписанные стихи она сразу же читала близким и собратьям по перу (к примеру, С. Михалкову), проверяя реакцию, спрашивая совета. В последние дни войны в ее семье произошла трагедия: ее старший сын на велосипеде попал под грузовик. Спасти его не удалось. В жанровом отношении – и песня, и разоблачение, сатира, по размеру – двусложник со смешанной рифмовкой (есть и перекрестная со смежной, и нерифмованные строки), 9 строф. Рифмы открытые, закрытые. Сюжет динамичный. Лирическая героиня – Любочка, завзятая танцорка (кстати говоря, сама поэтесса с детства занималась балетом и вообще любила танцевать). В стихотворении описывается девочка, с которой многие хотели бы дружить. Ведь это девочка-праздник. Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах создают нарочито положительный образ: синенькая, ленточка. У поэтессы получается рассказ с места событий. Девочка оказывается ужасной эгоисткой, грубиянкой, лентяйкой. Разумеется, она может исправиться. Но вот захочет ли? Во всяком случае, пример с нее точно брать не стоит. Автор не скрывает осуждения, однако предпочитает, чтобы дети сделали правильные выводы сами. С каждой строфой уменьшительные суффиксы тают, остается только один, в имени героини, словно в насмешку. «Во всей своей красе»: кажется, девочка зазналась. В стихах она еще и кричит, и фыркает (междометие «фу»), сгоняя в трамвае старушку с места. Конечно, грубую девочку могут звать вовсе не Люба, ленточка в ее волосах может быть другого цвета. Поэтесса оставляет место для детской фантазии, поэтому финал можно назвать открытым. Более того, она пишет так, будто сама одноклассница Любочки. Понятно, что повседневная московская жизнь 1945 года изображена глазами неунывающих школьников. Но не стоит забывать, что в городе еще сохранились следы бомбежек, были в ходу хлебные карточки. А вот трамвай, действительно, был самым популярным видом общественного транспорта.
«Любочка» А. Барто – образец сатирического портрета, зарисовка послевоенной столичной жизни.